В первое воскресенье августа вся страна отмечает старейший профессиональный праздник - День железнодорожника. Чем не повод рассказать об одной из самых ответственных профессий на железной дороге - дежурный по станции, качественная работа которого - залог безопасности пассажиров и перевозок грузов. Наш гид по профессии, дежурный по станции Тырган - специалист молодой, но уже настоящий профессионал, так о нём отзывается руководство, Сергей Александрович Чернов.
Профессия эта существует с 1870 года.
Раньше дежурных по станции (или дежурных стрелочного поста, ДСП) называли «агенты службы движения». Они носили красные фуражки, которые выделялись в толпе и отличались от формы остальных служащих железной дороги, за что такие работники получили от товарищей-железнодорожников прозвище «красноголовики». Интересный факт: если дежурный по станции выходил провожать отправляющийся поезд без своей служебной красной фуражки, то машинист ни за что не трогался с места, даже если прекрасно знал дежурного в лицо. Вот какая строгая дисциплина была на железнодорожном транспорте во времена паровой эры, требующая безукоснительного соблюдения инструкций всеми работниками.
В наши дни столь строгого соблюдения персоналом требований устава к форменной одежде, как в прежние времена, уже нет. Для каждого работника предусмотрен сборный комплект моделей предметов гардероба и аксессуаров, которые вместе составляют фирменную форму. При этом в неё не позволяется добавлять что-либо от себя. Например: украшение, головной убор, свитер, рубашку и т. д. Именно в такой форменной одежде и встретил нас Сергей Чернов за своим рабочим местом, которое оборудовано пультом-манипулятором и выносным пультом-табло.
- Основатель нашей железнодорожной династии - бабушка Анастасия Степановна Шепелова - работала аккумуляторщиком на станции Трудармейской. Ныне такой профессии и в помине нет. А вот раньше на железной дороге использовались большие ручные фонари на аккумуляторах, которые применялись для освещения и обозначения места работ на путях. Их-то она и заряжала. Бабушка жива-здорова: более 20 лет на заслуженном отдыхе. По её стопам пошла моя мама - Алёна Александровна Чернова. После школы окончила Беловский железнодорожный техникум и устроилась работать на железную дорогу.
Начинала со стрелочницы, приемосдатчиком работала, а сейчас трудится агентом фирменного транспортного обслуживания на станции Тырган. Старший брат тоже железнодорожник. Около пяти лет трудится составителем поездов нашей станции.
Для карьерного роста, которого он желает, необходимо образование, а у него за плечами пока только кадетская железнодорожная школа, по окончании которой получил корочки по ремонту подвижного состава электровозов. В этом году он поступил в техникум. Несмотря на династию, меня никогда не заставляли идти исключительно на ЖД. Да и в детстве я мечтал стать банкиром, научился математике, именно считая деньги. А потом в школе классный руководитель меня разубедила в важности этой профессии. И как-то так получилось, что не я выбрал дорогу, а она меня, - рассказывает наш собеседник.
В 2019 году Сергей окончил железнодорожный университет в Новосибирске по специальности «управление процессом перевозок на железнодорожном транспорте», по распределению попал на станцию Тырган.
- Учился по целевому направлению от ЖД. Предметы нравились все, но особенно железнодорожные станции и узлы, где изучали проектирование железных дорог, строили станции с нуля. А чтобы связать с этим жизнь, надо было поступать на другой факультет и углублённо его изучать. А мне и моё направление нравилось.
Здесь, на станции, начал свою карьеру с должности составителя поездов и дорос до дежурного по станции. В чём суть моей работы? Если в двух словах, то быть всё время в движении, не выходя из кабинета.
А если поподробнее, то дежурный по станции - это сменный руководитель станции и сменный помощник начальника железнодорожной станции. Единственный, кто имеет право распоряжаться всеми вопросами движения: приёмом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы план перевозок выполнялся чётко и своевременно. В моём распоряжении локомотивы, вагоны, специализированный подвижной состав, восстановительные, снегоуборочные и пожарные поезда, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и прочее. Одним словом, дежурный по станции - связующее звено между всеми службами на ЖД: путейской, специалистами по сигнализации, централизации и блокировке (занимаются механическими электрическими частями на станции), машинистами поездов, энергетиками.
Хотел бы я работать на большой станции?
Так и наша не маленькая. Станция Тырган первого класса, а всего их пять. Эта чуть ли не самая высшая, круче нашей только внеклассные. При этом не так важен размер станции, как объём работы на ней: вагонооборот, количество транзитных поездов - у нас их порядка 30 за смену бывает, - продолжает рассказ железнодорожник.
Работа у Сергея Чернова в приоритете. График: день, ночь, два выходных.
- В свободное от работы время, а его на самом деле не так уж и много, занимаюсь музыкой. Я окончил Трудармейскую музыкальную школу по классу аккорде она. Потом сам научился игре на гитаре (простой акустической и электрической).
В университете ещё немного занимался эстрадным вокалом. И теперь моё хобби - попеть под гитару, вечером для себя или с друзьями в компании. День железнодорожника у нас - праздник семейный.
Подгадываем, чтобы все были дома и собираемся за большим семейным столом, - прощаясь, добавляет Сергей.
Мы от всей души поздравляем семью Черновых с профессиональным праздником и желаем, чтобы новые поколения достойно продолжали их железнодорожную династию!