Колоритный и по-настоящему самобытный Открытый районный конкурс «Кочевая семья» на протяжении шестнадцати лет становится частью праздничной программы Дня оленевода. Являясь ярким украшением традиционных соревнований тундровиков, он воочию знакомит жителей и гостей Надымского района с национальной культурой коренных народов Севера, позволяет узнать особенности их быта и традиции.
Участниками нынешнего конкурса стали девять семей, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни из Тазовского, Красноселькупского, Приуральского, Шурышкарского, Надымского, Пуровского и Ямальского районов.
В первом этапе творческого состязания «Семья – волшебный символ жизни» конкурсанты выходили на сцену и представляли себя, рассказывали о семейных увлечениях, спортивных и трудовых достижениях. Поборов волнение, они, смущаясь, приветствовали зрителей, то на родном, то на русском языке, знакомили с членами своей семьи, пели песни, рассказывали стихи и сказки. Не имея опыта в публичных выступлениях, они старались изо всех сил. В минуты растерянности отрепетированные и заготовленные речи сменял экспромт.
Своё мастерство и рукоделие семьи продемонстрировали в выставке декоративно-прикладного творчества и семейных реликвий «Традиционные ремёсла народов Ямала». Далее прошла презентация-дегустация блюд национальной кухни. Надо отметить, чего здесь только не было: строганина из оленины и рыбы, олений жир, рыба юрок, варёные копыта молодых оленей, выпечка с кровью животных и северными ягодами и многое другое. Всё вкусно, а главное – полезно!
Во второй день семьи-участники представили горожанам и гостям города выставку-демонстрацию убранства женской нарты, а также прошлись по «снежному подиуму» в национальной одежде. По традиционному костюму можно узнать многое – какой образ жизни ведёт его обладатель, где живёт и чем занимается. Зимние предметы гардероба тёплые, их отличает удобство. Все они очень красивые, пошив лежит на женских плечах и занимает не один месяц, а иногда даже несколько лет. От того насколько красиво сшита одежда мужчины и детей, судят о женщине: чем краше изделие, тем выше ценится рукодельница. Значит, и хозяйка чума она тоже хорошая. Каждый предмет гардероба и быта – итог кропотливой работы, который заслуживает самой высокой оценки.
Гран-при конкурса жюри удостоило семью Вэхо-Худи из Тазовского района, кочующую по находкинской тундре. Мюсен Сомневич и Альбина Геннадьевна воспитывают четверых сыновей, прививают им любовь к национальным ремёслам. В семье общаются только на родном языке, чтят традиции предков, бережно и трепетно хранят культуру своего народа.
– Несколько лет назад я потеряла отца своих детей, – выйдя на сцену в самом первом этапе конкурса рассказала хозяйка чума. – Несмотря на жизненные трудности, я не переехала в посёлок – осталась жить в тундре, понимаю, что тундровое воспитание очень важно для детей. Пять лет спустя встретилась с Мюсеном – замечательным и добрым человеком, потомственным оленеводом, который принял детей, как своих. И вот уже пять лет мы живём вместе. Семья – это очаг тундры!
Рассказ о себе у супругов скромный и немногословный. Хозяйка чума умеет шить красивую одежду и готовить вкусные блюда для своих мужчин.
– Мы всегда соблюдаем запреты и посещаем священные места нашего рода, – говорит Альбина Вэхо-Худи. – Кем бы наши дети в жизни не стали, я хочу, чтобы о них разносилась только добрая слава и в чуме никогда не погас очаг.
– Я учусь в шестом классе, во всём помогаю родителям, – рассказал старший сын Арсений. – Люблю ходить на охоту. У меня есть хобби – сочинять стихи и рисовать. Я мечтаю стать ненецким поэтом, надеюсь, мечта моя обязательно сбудется.
– А меня слушаются даже самые дерзкие олени, – поддержал разговор его младший брат Андриан. – Когда окончу школу, останусь жить в тундре и буду лучшим оленеводом!
– Мы с тобой прожили немало лет вместе, – обратился к Альбине Мюсен. – Скажи, пожалуйста, готова ли ты выйти за меня замуж?! Давай зарегистрируем брак официально! Этот год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом семьи, а на Ямале Дмитрием Артюховым – Годом детства. Я считаю, что будет очень символично именно в этот год и на этом празднике сделать тебе предложение руки и сердца.
– Я согласна! – не раздумывая ответила ему Альбина.
Самобытная национальная культура коренных народов Севера поистине велика. Несмотря на то что цивилизация вносит свои коррективы в их жизнь, устои предков остаются непоколебимыми – северяне берегут образы ведения хозяйства, предания и суеверия, и культуру в целом.