Какие фишки привлекут туристов?Чем внимательнее присматриваюсь к нашему региону, тем больше убеждаюсь: за яркими впечатлениями и позитивными эмоциями необязательно уезжать за тридевять земель. А можно, к примеру, съездить в Ярковский район, в село Староалександровка. Сворачиваешь чуть в сторону от федеральной трассы — и оказываешься на островке коми-зырянской культуры. Точнее, в аграрно-этнографическом центре «Ягвыл».
Рубрика: Сельские истории
Любовь Киселёва
Вписаться в местный колоритОткрылся он здесь не так давно, но автопутешественники из разных уголков нашей страны уже оценили центр. На указателе, установленном во дворе, — названия городов, откуда чаще всего приезжают гости: Вологда, Салехард, Минск, Уфа…
— Планируем постоянно что-то обновлять в нашем центре. Человек приезжает сюда, к примеру, раз в год. Хочется, чтобы удивился, порадовался, — рассказывает руководитель центра Андрей Митин. Он занимается заготовкой и переработкой древесины. А четыре года назад решил ещё и комплекс открыть, где бы водители, которые едут по федеральной трассе, могли остановиться, отдохнуть. Начали строить гостиницу. В планах — использовать её и как турбазу.
— Я сам водитель, на себе прочувствовал необходимость такого места для отдыха, — продолжает. — В 2019 году заложили первый камень в строительство данного заведения. Изначально планировали построить просто кафе, сделать стоянку. Но… пришёл коронавирус и серьёзно поменял наши планы. Люди меньше стали ездить по заграницам. Толчок для развития местного туризма. В тот же год пришла идея переформатировать комплекс. Сделать его привлекательным не только для транзитников, но и для туристов. Чтобы заманить их, фишка нужна. Есть такая! Решили использовать местный колорит. Здесь в трёх поселениях с XIX века проживают коми-зыряне. В Староалександровке при Доме культуры был небольшой музей. Юлия Уляшева — работник культуры — им заведовала.
Музей, в котором можно познакомиться с культурой и особенностями быта коми-зырян, есть в этом селе и сейчас. Только перенесли его в деревянную избу. К слову, все постройки, которые находятся на территории комплекса, сделаны именно из дерева. Красиво, стильно, экологично.
— Остановились на таком материале из-за экономии: начинали дело почти без денег, — удивляет предприниматель. — Главное — идея была! Может, и хорошо, когда ты стеснён в средствах. Включаешь фантазию. Видите, декор на окнах в бане, шкафчики, полочки… — сделаны из отходов лесопиления, из того, что обычно сжигается.
Что сердцу дорогоИзбу в аграрно-этнографическом центре «Ягвыл» (в переводе с зырянского — «Горка с лесом») построили специально для музея. Открытие отметили год назад.
— Пригласили мастера — сложил русскую печь. Со временем и полати будут. Печь заняла много места, пришла идея достроить веранду — летний вариант, — приглашает в дом Андрей Сергеевич.
— В печи готовим для гостей супы, шанежки, пироги, — добавляет важную деталь Юлия Уляшева.
Довелось мне попробовать традиционные блюда коми-зырян — мясной суп (яяшид), пирог рыбный (черинянь), шанежки… Пальчики оближешь. Осталось только на мастер-класс записаться, чтобы секреты выпечки узнать. Проводит кулинарные занятия Татьяна Фабрикова.
— Я приглашаю на мастер-класс по изготовлению куклы-оберега акань. Мы, активисты села, объединились — и создали свою группу «Золотой возраст». Наш аккомпаниатор — Иван Леонтьевич Фабриков, тоже бывший работник культуры. Поём песни и на языке коми, и русские народные. Хотите послушать? — выдаёт неожиданно экскурсовод. Конечно, не отказываюсь: затем и приехала, чтобы погрузиться в культуру коми-зырян.
— Большинство предметов — из трёх домов наших родственников. Был февраль, мы с Татьяной Ивановной по сугробам к дверям топали… — вспоминает Юлия Уляшева после музыкальной паузы. — То, что ценно для музея, собрали, принесли в клуб, отмыли. Так и собиралась коллекция. Сейчас в ней около 1500 экспонатов. Есть особенные — иконы. Мы верим: они чудотворные. Спасали нашу деревню неоднократно от наводнений. Спасали от пожара…
— Вот фотография, сделанная в 1914 году. На снимке наш односельчанин Михаил Игнатов, — показывает Юлия Григорьевна. — Служил в царской армии. Встал на сторону красноармейцев. Был расстрелян белогвардейцами.
— Про зыбку расскажи обязательно, — подсказывают певуньи. — Про обряды…
— Зыбка эта — освящённая. Видите, крест? — обращает моё внимание хозяйка. — Чтобы дети не болели. Для защиты малыша крёстная мать делала куклу акань. Оберег в люльке находился. Ребёнок подрастал — на шее носил. Был ещё такой обряд: мать продавала своё дитя (если болезни одолевали) через окно крёстной. За пятак. Крёстная стояла на улице — ей через форточку ребёнка и передавали. Потом уже через дверь в дом заносили, в колыбельку укладывали. А тот самый пятак хранили у икон. Хотим мы верить этому или нет, обряды такие действовали.
— Люди узнавали, что музей действует, вещи несли — те, что сейчас в хозяйстве не используются, но сохранить хочется. Как память, — подчёркивает Андрей Митин.
— Мы, конечно, бережно к таким вещам относимся. Рассказываем ребятишкам о назначении тех или иных предметов, — добавляет Юлия Уляшева и спрашивает: — Угадаете, для чего это нужно было? Это деревянный школьный портфель. Редкая вещица. Видно: мастер сделал, все детали продуманы, чтобы и книги, и прочие принадлежности для занятий удобно было носить. Чаще дети ходили в школу с холщовыми сумками. Ещё вариант, самый доступный, — книжка в валенок или сапог. Засунул — и на уроки.
Юлия Григорьевна проводит увлекательные экскурсии по музею. Решите приехать, послушать, посмотреть — лучше иметь запас времени. Длится экскурсия примерно полтора часа. Захотите поиграть или в мастер-классах поучаствовать — два часа как минимум потребуется.
Немного историиВ начале XIX века группа переселенцев из Вятской губернии отправилась в Сибирь. Покинуть родные края заставили неурожаи и голод. Сначала в Сибирь добирались несколько семей, узнать, разведать, как здесь живётся. Через знакомых передавали: места хватает, урожай хороший родится. Постепенно к переселенцам примыкали и другие родственники.
— В 1837 году Самсон Кирушев приехал вместе со своими родственниками в эти места из Коми края, — рассказывает Юлия Уляшева. — Как добирались, можно только догадываться… Места эти очень приглянулись: леса богаты дичью, реки, озёра — рыбой. Решено было обосноваться: стали первые дома строить. Что возмутило жителей соседнего села Чечкино, а жили там в те времена татары. Не обошлось без конфликтов… Тогда Кирушевы отправились в Москву, к царю за разрешением. 30 августа 1841 года разрешение было получено. Коми-зыряне основали село, которое назвали в честь сына царя — Александровка. Позже село переименовали в Староалександровку.
Чтобы сохранить свои обычаи, культуру, коми-зыряне на новом месте стали устраивать «съезжие праздники». Жители деревень Ивановка, Малая и Большая Тихвины, Староалександровка приезжали друг к другу в гости, чтобы вместе отметить какое-то значимое событие. Проводятся такие праздники и сейчас. Живёт традиция.
— Мы поём песни, частушки, общаемся. Очень ценим такие встречи. Приятно слышать свой родной язык. Даже слова «спасибо», «здравствуйте»… — уверяет Юлия Григорьевна.
По зову предков— Мы хотим, чтобы музей был живым, интерактивным. Добавим локации, где будет проходить какое-то действо. Чтобы дети могли попробовать, как использовали раньше тот или иной предмет. Для взрослых — свои развлечения. Рыбалка, к примеру. Постараемся сделать этот центр местом именно для семейного отдыха. В задумке и конный спорт развивать: специалистов из соседнего Чечкино привлечём, — делится планами Андрей Сергеевич. В рабочие дни он пропадает в «Ягвыле», на выходные спешит к семье в Тюмень. Управление онлайн не работает, настаивает предприниматель. Только офлайн.
— Тюмень, конечно, преобразилась. Но мне больше нравится здесь: просторы, свежий воздух. — Андрей Митин так увлечённо рассказывал о красотах и достопримечательностях Староалександровки, что невольно предположила: места эти ему не чужие. — Откуда я родом? — улыбается. — Из Хабаровска. Дед мой — из Маранки, тоже Ярковский район. Видимо, зов предков меня сюда сманил. Я и не жалею. С удовольствием в Староалександровке время провожу. Комфортно мне здесь. Не для красного словца говорю: чувствую так. Для предпринимательства на селе неограниченные возможности. Конкурентов нет. Хочу не просто бизнес развивать — пользу приносить. След свой оставить. Каждый так должен делать!
ссылка