ГАУ АО ИД "Север"
"В чём твоя сила, Азаполье?"
«Семейный бизнес за городом, истории успеха»
В августе эта одна из самых труднодоступных и красивых наших деревень принимала гостей. 18 молодых людей собрались со всей страны в проект, придуманный инженером – судостроителем верфи Товарищества поморского судостроения Михаилом Крупениным. Он назвал его «Азапольская летняя школа».
Ребята поехали в Азаполье, чтобы привести в порядок здание школы и сделать центром притяжения детей и молодёжи для знакомства с историей и культурой русского Севера. Две недели жили участники экспедиции в деревне, выполнили все поставленные перед собой задачи, юношеским задором оживили Азаполье, расставаясь с ним со слезами на глазах, а в обратный путь отправились на трёх лодках «Поре», «Упряке» и «Шармане» по реке Мезень, посетив Погорелец, Козьмогородское, Кильцу. В этом путешествии городские жители научились синхронно грести на карбасах, ловить попутный ветер, рулить.
В Кимже – большой привал. Там лодки оставили на хранение.
12 августа экспедиция завершилась в Архангельске, откуда ребята разъехались по домам, унося в сердце воспоминания, а многие и … мечты о возвращении в Азаполье.

Коровник – в эллинг

Мы встретились с ними в Кимже. Они уже паковали вещи в дорогу, но при этом успевали сделать фотосессию на фоне кимженских красот. Разговор с руководителем проекта Михаилом Крупениным был на ходу - в машине и кимженском коровнике. Один из его отсеков Михаил по согласованию с администрацией округа превратил в эллинг – место для хранения своих трёх лодок. Нанятые им местные жители привели помещение в порядок - быстро и качественно. Оказалось – практически идеальное место! И здание не пустует, и сразу появляется уверенность, что закончившаяся экспедиция – не финал, будет продолжение!
- Эти две лодки шил Виктор Кузнецов, - рассказывает Михаил, - Всего у нас их четыре. Три оставим, одну с собой увезём. Ещё одна будет – нашли её на повети кимженского дома, выкупили, отремонтировали, поставили в Архангельский морской музей, построили копию. Скоро пригоним сюда. Её шил мастер из Пёзы Лимонников. Здесь, в коровнике, - отличное место и для ремонта. Здесь – фото!!!!!

Река – это первая и главная дорога

Проект «Азапольская летняя школа» не случайно названа экспедицией. Михаил, инженер-судостроитель Товарищества поморского судостроения, не только прочитал ребятам лекцию о его истории, рассказал о карбасах, но и организовал обратный путь по реке, на этих самых карбасах.
Он уверен:
- Вся экспансия нашей русской культуры проходила по рекам. По моему мнению, распространение культуры между поселениями на одной реке, даже если они – на расстоянии 600 километров друг от друга, шло быстрее, чем между двумя реками рядом, потому что между ними могло быть болото, к примеру. А по реке, как по дороге, люди общались.
Все деревни смотрят на реку. Дороги появились позже, и они искусственные. Ты приезжаешь в деревню сзаду. А когда ты идёшь по реке и видишь фасады домов, ты как будто внутри деревни, внутри этого космоса, находишься.
Поэтому мы возвращаемся из Азаполья по реке. В каждой деревне, куда заходили, есть какая-то особенность, интересная локация. Например, в Козьмогородском – карбас, который шил Александр Рассолов. Он сейчас гниёт под открытым небом. Наверное, стоит сделать навес. Считаю, что надо комплексно изучать культуру реки Мезени, с разных ракурсов рассматривать её. Ведь не зря говорят: одна река – одна культура.

«Разведка боем»

Азаполье – деревня, прямо скажем, неперспективная: попасть туда сложно, живут всего 60 человек, в основном - пенсионеры.
Ну, приехали ребята один раз подивиться старинной красоте деревни, в которой им, жителям мегаполиса, всё в диковинку, а потом и забудут её. Даже если отремонтируют школу, зачем это? Кто в неё придёт?
Михаил думает по-другому:
- Я вижу это как идею, которая у меня появилась, прошла через фильтр других людей и заинтересовала всех – художников, музейщиков, историков, преподавателей, которые вывозят своих воспитанников «в поля». Труднодоступность сегодня может стать, наоборот, достоинством – уехать как можно дальше от города, от его информационного шума и погрузиться в закрытую культуру, которая удивительным образом сохранилась, - это и есть тот крючок, который поможет этому месту пусть не возродиться, но получить новую жизнь. Что будет дальше с этим происходить, я пока даже думать не могу, есть только намётки.
Экспедиция – это только начало проекта, как разведка боем. Мы одновременно смогли сделать что-то руками в школе, собрать информацию для дальнейшей работы: истории людей, визуальный материал, на его основе создали презентацию проекта, буклет, с которым можно идти за финансированием.
Лично для меня это Азаполье – место с туристической перспективой.

Центр Азаполья - школа

Она была им всегда и до сих пор сохранила это значение в деревне, уверен Михаил. Нам, мезенцам, по публикациям в соцсетях хорошо известно, что в школе регулярно неформально собираются выпускники и бывшие сотрудники. Удивительным образом экспедиция Михаила совпала со 130-летием школы.
- Мы приехали с голой идей, - рассказывает он. - Навезли материалы, инструменты, чтобы на месте что-то сделать, канцелярские предметы.
Все были заняты трудом. Одни расчищали кабинеты и помещения школы, красили и белили, проводили инвентаризацию предметов, кто-то опрашивал жителей, третьи работали с детьми, четвёртые готовили журнал-буклет о школе. При этом готовились к выступлению на Ильин-день. Концерт прошёл в Доме культуры, где артисты пели песни, частушки, танцевали кадриль, показывали спектакли. А участники экспедиции продемонстрировали постановку поморской сказки и заслужили бурные аплодисменты. Сценические костюмы для артистов подготовила Мария Михайловна Губина, бывший учитель этой школы.
Самый сложный участок, конечно, был в самой школе.
- Там чего только нет, - говорит Михаил, – огромное количество учебного материала советского времени, который, оказывается, очень привлекает детей. Как только навели порядок, провели в школе экскурсию для местных детей и ребят из лагеря «Стрела». У них нет ничего этого сейчас, они на уроках смотрят в основном презентации. Поэтому огромный деревянный циркуль, хорошо знакомый нашим родителям, вызывает дикий восторг. Мы презентации тоже, кстати, смотрели – экраном стала печь.
На каждой из локаций ребят встречали участники экспедиции, которые рассказывали про работу старых аппаратов: фотоувеличителей, печатных машинок - просвещали в истории Поморья и обучали местной лексике, демонстрировали чучела животных и устройство человеческого скелета. Скелет, кстати, тоже вызвал восторг у всех.
Среди всей этой деятельности успевали купаться, ловить рыбу, ходить в лес, зажигать на дискотеках.
Большую роль сыграло знакомство с Натальей Батраковой, инициатором возобновления деятельности школы
В деревне, кроме Натальи Батраковой не знали, зачем мы приехали. А она со всей своей энергией берётся за все местные проблемы и пытается их решать. Наталья была вовлечена в наш проект, но не знала, что из этого можно сделать. Как, впрочем, и мы. Из этого незнания мы исходили. Специально собрали студентов разных специальностей – дизайнеров, архитекторов, историков, архивистов.
Первые три дня мы очень много говорили про концепцию проекта – как может в будущем жить Азаполье. Мы думаем, что сюда могут приезжать, к примеру, художники и писатели на пленэры, за идеями и вдохновением, на перезагрузку. Школа стала бы для них большой мастерской.
Но готова ли деревня к такому повороту в судьбе своей бережно сохраняемой школы, который предлагает Михаил и его соратники?
Михаил говорит об этом так:
- Изначально местные делилась на несколько группировок. Одни говорили, классно, что приехали сюда. Другим было всё равно. Были и те, кто был сильно связан со школой, которым было не по себе, что там кто-то копается. Конечно, переживали бывшие учителя. Но потихонечку мы собрали всех, чтобы познакомить с тем, что мы делаем.
После выступления на Дне деревни местные жители сами приходили помогать – кто-то спрашивал, что надо делать, кто-то приходил и сам находил работу. Здание в хорошем состоянии, но кровля кое-где протекает и это первые звоночки, что надо заниматься ею.
Несмотря на то, что школа построена в 1931 году, она хорошо сохранилась. Там осталось много интересных вещей. Школа сейчас в аренде ТОСа. 10 лет она простояла пустующей, сейчас в ней учатся дети Натальи Батраковой, Будем считать, началась её новая история.

А что дальше?

Михаил Крупенин рассуждает об этом так:
- Я не думаю, что это должно быть, как в Кимже, где почти всегда есть туристы. Азаполье – эксклюзив. Летом там есть деятельность вне школы – прогулялся, искупался, покатался по речке, сходил в лес, на рыбалку. А зимой? Только в помещении, в школе, а вокруг тебя – тишина и пустота, как на космической станции. Эта мысль мне пришла в голову, когда мы встречали Новый год в Кимже и жили в «Паужне». Вся наша жизнь крутилась вокруг печки. У тебя сразу отлетает всё наносное, ты не думаешь о своих проблемах, заботах. Даже молодёжь, которая, казалось бы, сейчас всё время погружена в сеть, здесь вполне себе справляется без гаджетов
Вообще школа – это место передачи знаний, любых: и лепка посуды из глины, и практический курс физики, химии, биологии. И это будет всегда в тренде.
Все наши идеи ещё требуют обдумывания. Осенью, надеюсь, придёт понимание, в каком направлении надо двигаться, возможно, сделаем коммерческий туристический продукт. Я хочу, чтобы всё это подхватили сами азапольцы. Мы можем дать толчок, но надо потом кому-то это передать, безусловно, местному человеку. Кимжа этот этап уже прошла, здесь большинство жителей вовлечены в туризм и понимают его нужность для деревни. В Азаполье этого ещё нет.
Но мы убедились, что и там - великолепные условия для проживания. Мы жили у Андрея и Александры Казаковых и ни о чём не думали. Быт был устроен очень качественно.
Самое главное для меня в этой экспедиции - жизнеспособность идеи. Я ехал туда без конкретного плана, мы его создали, выполнили, перевыполнили, наладили контакт с местными и создали команду из людей, незнакомых друг с другом. Я воодушевлён тем, что первый опыт оказался успешным. Лучше, чем я ожидал.

А вот что говорят об экспедиции в Азаполье её участники.

«Приеду зимой»

Ирина Кащеева, выпускница Академии художеств Санкт-Петербурга:
- Мы попытались выявить, в чём суть и сила места. Изначально в наших обсуждениях звучала школа – резиденция, место, где можно собираться. Когда смотришь на какой-то объект впервые, незамыленным взглядом, находишь что-то новое, чего не видят местные. Я думаю, одна из наших задач – как раз увидеть всё красивое и ценное. Для меня, как для специалиста, помимо школы типовой советской постройки, интересна жизнь, которая это здание наполняла.
Есть же известная фраза: «Живите в доме, и не рухнет дом». А школа не рухнула, потому что в неё верит бесчисленное множество учителей и учеников, которые приезжают к ней. Население деревни – 60 человек, но потом случается Ильин-день, юбилей школы, и эти количество растёт в какой-то геометрической прогрессии. Эти 60 человек превращаются в длинную цепочку. Школа, деревня разрастаются, появляется рой историй, и их количество тоже растёт. Здание поддерживают люди, которые о нём помнят. Помнят, что в этом классе они учились, в этом – влюблялись, здесь – танцевали.
Моё последнее увлечение – архитектура памяти, я люблю заниматься ею. Азаполье – именно об этом.
Недоверие местных, мне кажется, мы преодолели потому, что пришли с добром, с чутким вниманием к их памяти и жизни.
Помимо резиденции художников и писателей, семей, которые могли бы туда приезжать, мы подумали, чтобы школа могла стать музеем. Он не должен быть в одной только комнате - вся школа должна стать им, потому что такая школа – единственная, а её истории – уникальны.
Мы решили, что надо записать эти истории, как записывают песни и былины. Для этого отправили ребят – исследователей к учителям, ученикам и сделали диктофонные записи их воспоминаний. Когда слушали их – плакали, это был такой восторг. Например, была история о том, как директор зимой вешал красный флаг, чтобы дети с другого берега в мороз в школу не ходили. Записали историю про керосиновую лампу, которой пользовались, когда пропадало электричество. Мы с этим, кстати, тоже столкнулись. В школе в таких случаях делали так – сдвигали все парты в круг и ставили эту лампу. Уровень компетенции учителя, его изобретательность были очень высокими!
Мы не только собрали истории, но нашли предметы к ним. Мы зафиксировали их, прибрали, расставили. Это может стать основой музея. Мы успели на месте не только эти истории обработать, но и сделать из них небольшую книжку с иллюстрациями.
Мне очень понравилось Азаполье. В День деревни мы шли и услышали, как в доме песни поют. Я помню такое из детства.
Мы уже с подругой строим планы на зимнюю поездку в Азаполье.

«Ты можешь услышать себя»

Анастасия Исакова, студентка Уральского государственного медицинского университета, Екатеринбург:
- В этом проекте каждый работает не только по профессии. Я, например, буду хирургом, а сюда приехала работать с населением, потому что я лидер многих молодёжных проектов и даже писатель. Но неожиданно пригодились и мои профессиональные знания, многие в экспедиции разболелись. Думаю, из-за климата, здесь очень влажно.
Добраться в Азаполье тяжело, но я бы приехала ещё раз. Путешествую много, но так мало мест, куда хочется возвращаться. В Азаполье хочется.
Азаполье – это странное место, где поток времени закручивается в колечко. И люди сами раскручивают это колечко, если надо ускорить время, и сами его замедляют. Это место с атмосферой молчания, несмотря на то, что шумит трава, река. Но при этом ты слышишь себя и можешь слышать других.
В городе ты среди шума слышишь шум, а в деревне среди её шума ты слышишь себя. В моём детстве была похожая деревня, а потом дом там продали. Получается, что моё детство осталось там. Экспедиция в Азаполье для меня – это неспешная походка, чтобы найти себя в прошлом и потом, зная, что моё прошлое со мной, идти в будущее. Если ты себя потеряешь, можно приехать в это место и снова найти себя. Вот что такое для меня Азаполье.

Как в Москве

Иван Печковский, студент, Москва:
- Я урбанист, изучаю города во всех их плоскостях, всё, что в них происходит. Город – это конфликт, его организуют люди, которым надо постоянно о чём-то договариваться.
Как меня занесло в деревню? Может, каждый урбанист мечтает уничтожить город и переехать в деревню? У урбанистики широкие границы, и городом они не ограничиваются. Скорее, это про территориальное развитие. В деревне тоже происходят социальные процессы. И конфликт выражен ярче, потому что все друг друга знают. В исследовательской деятельности очень важно привлекать людей, включать их в работу. Уже на месте, в Азаполье, придумали записывать истории. Как в Москве. Именно на таких историях основывается выставка «Москва без окраин», которая длится уже два года и не заканчивается.
И я занялся вместе с другими ребятами сбором личных историй. Отчасти этот способ взял из методички московской выставки и переложил этот метод исследования на деревню своими силами. Азаполье - это мой первый профессиональный опыт: сам написал методичку, взял интервью, причём быстро к этому приспособился. Я доволен – мне кажется, у меня хорошо получилось.
Хочется, чтобы были люди, которые бы наш проект продолжили.
Не знаю, чего нет в Азаполье для жизни. Там есть всё, даже хороший интернет. Я ехал на край земли, а оказалось, жизнь есть везде. Не важно, где, важно, с кем. Пока ты в себе не найдешь край земли, из которого можно черпать ресурс, ты никуда не прибежишь. Так и будешь гоняться.
Какими мне показались люди в Азаполье? Простые, хорошие, открытые русские люди. Хотя нас пугали, что контакт будет сложным.

Итак, разведка боем жителей шумных мегаполисов в молчаливое Азаполье закончилась. Вот-вот будет готова выставка – презентация об этой экспедиции. Она будет представлена в Товариществе поморского судостроения.
И?
И, видимо, появятся новые проекты и планы для Азаполья.
Азаполье, ты будешь ждать?
Пока же, по мнению одной из жительниц деревни, есть большие сомнения, что этот проект не утопия. «Если денег не будет, всё сойдёт на нет», - считает она.

Марина Потрохова.


Врезка: Экспедиция проводилась САФУ имени М.В. Ломоносова совместно с клубом "Морские практики" верфи Товарищества поморского судостроения в рамках проекта «Открываем Россию заново», организованном Высшей школой экономики при поддержке платформы «Россия - страна возможностей», программы Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» и Русского географического общества. Партнёром экспедиции выступал круглогодичный молодёжный образовательный центр «Наука», созданный Росмолодёжью и правительством региона.
Ссылка на источник
Оставить голос за конкурсанта