В августе эта одна из самых труднодоступных и красивых наших деревень принимала гостей. 18 молодых людей собрались со всей страны в проект, придуманный инженером – судостроителем верфи Товарищества поморского судостроения Михаилом Крупениным. Он назвал его «Азапольская летняя школа».
Ребята поехали в Азаполье, чтобы привести в порядок здание школы и сделать центром притяжения детей и молодёжи для знакомства с историей и культурой русского Севера. Две недели жили участники экспедиции в деревне, выполнили все поставленные перед собой задачи, юношеским задором оживили Азаполье, расставаясь с ним со слезами на глазах, а в обратный путь отправились на трёх лодках «Поре», «Упряке» и «Шармане» по реке Мезень, посетив Погорелец, Козьмогородское, Кильцу. В этом путешествии городские жители научились синхронно грести на карбасах, ловить попутный ветер, рулить.
В Кимже – большой привал. Там лодки оставили на хранение.
12 августа экспедиция завершилась в Архангельске, откуда ребята разъехались по домам, унося в сердце воспоминания, а многие и … мечты о возвращении в Азаполье.
Коровник – в эллингМы встретились с ними в Кимже. Они уже паковали вещи в
дорогу, но при этом успевали сделать фотосессию на фоне кимженских красот. Разговор с руководителем проекта Михаилом Крупениным был на ходу - в машине и кимженском коровнике. Один из его отсеков Михаил по согласованию с администрацией округа превратил в эллинг – место для хранения своих трёх лодок. Нанятые им местные жители привели помещение в порядок - быстро и качественно. Оказалось – практически идеальное место! И здание не пустует, и сразу появляется уверенность, что закончившаяся экспедиция – не финал, будет продолжение!
- Эти две лодки шил Виктор Кузнецов, - рассказывает Михаил, - Всего у нас их четыре. Три оставим, одну с собой увезём. Ещё одна будет – нашли её на повети кимженского дома, выкупили, отремонтировали, поставили
в Архангельский морской музей, построили копию. Скоро пригоним сюда. Её шил мастер из Пёзы
Лимонников. Здесь, в коровнике, - отличное место и для ремонта. Здесь – фото!!!!! Река – это первая и главная дорога Проект «Азапольская летняя школа» не случайно названа экспедицией. Михаил, инженер-судостроитель Товарищества поморского судостроения, не только прочитал ребятам лекцию о его истории, рассказал о карбасах, но и организовал обратный путь по реке, на этих самых карбасах. Он уверен:- Вся экспансия нашей русской культуры проходила по рекам. По моему мнению, распространение культуры между поселениями на одной реке, даже если они – на расстоянии 600 километров друг от друга, шло быстрее, чем между двумя реками рядом, потому что между ними могло быть болото, к примеру. А по реке, как по дороге, люди общались. Все деревни смотрят на реку. Дороги появились позже, и они искусственные. Ты приезжаешь в деревню сзаду. А когда ты идёшь по реке и видишь фасады домов, ты как будто внутри деревни, внутри этого космоса, находишься. Поэтому мы возвращаемся из Азаполья по реке. В каждой деревне, куда заходили, есть какая-то особенность, интересная локация. Например, в Козьмогородском – карбас, который шил Александр Рассолов. Он сейчас гниёт под открытым небом. Наверное, стоит сделать навес. Считаю, что надо комплексно изучать культуру реки Мезени, с разных ракурсов рассматривать её. Ведь не зря говорят: одна река – одна культура. «Разведка боем» Азаполье – деревня, прямо скажем, неперспективная: попасть туда сложно, живут всего 60 человек, в основном - пенсионеры. Ну, приехали ребята один раз подивиться старинной красоте деревни, в которой им, жителям мегаполиса, всё в диковинку, а потом и забудут её. Даже если отремонтируют школу, зачем это? Кто в неё придёт? Михаил думает по-другому:- Я вижу это как идею, которая у меня появилась, прошла через фильтр других людей и заинтересовала всех – художников, музейщиков, историков, преподавателей, которые вывозят своих воспитанников «в поля». Труднодоступность сегодня может стать, наоборот, достоинством – уехать как можно дальше от города, от его информационного шума и погрузиться в закрытую культуру, которая удивительным образом сохранилась, - это и есть тот крючок, который поможет этому месту пусть не возродиться, но получить новую жизнь. Что будет дальше с этим происходить, я пока даже думать не могу, есть только намётки.Экспедиция – это только начало проекта, как разведка боем. Мы одновременно смогли сделать что-то руками в школе, собрать информацию для дальнейшей работы: истории людей, визуальный материал, на его основе создали презентацию проекта, буклет, с которым можно идти за финансированием. Лично для меня это Азаполье – место с туристической перспективой. Центр Азаполья - школа Она была им всегда и до сих пор сохранила это значение в деревне, уверен Михаил. Нам, мезенцам, по публикациям в соцсетях хорошо известно, что в школе регулярно неформально собираются выпускники и бывшие сотрудники. Удивительным образом экспедиция Михаила совпала со 130-летием школы.- Мы приехали с голой идей, - рассказывает он. - Навезли материалы, инструменты, чтобы на месте что-то сделать, канцелярские предметы. Все были заняты трудом. Одни расчищали кабинеты и помещения школы, красили и белили, проводили инвентаризацию предметов, кто-то опрашивал жителей, третьи работали с детьми, четвёртые готовили журнал-буклет о школе. При этом готовились к выступлению на Ильин-день. Концерт прошёл в Доме культуры, где артисты пели песни, частушки, танцевали кадриль, показывали спектакли. А участники экспедиции продемонстрировали постановку поморской сказки и заслужили бурные аплодисменты. Сценические костюмы для артистов подготовила Мария Михайловна Губина, бывший учитель этой школы.Самый сложный участок, конечно, был в самой школе.- Там чего только нет, - говорит Михаил, – огромное количество учебного материала советского времени, который, оказывается, очень привлекает детей. Как только навели порядок, провели в школе экскурсию для местных детей и ребят из лагеря «Стрела». У них нет ничего этого сейчас, они на уроках смотрят в основном презентации. Поэтому огромный деревянный циркуль, хорошо знакомый нашим родителям, вызывает дикий восторг. Мы презентации тоже, кстати, смотрели – экраном стала печь. На каждой из локаций ребят встречали участники экспедиции, которые рассказывали про работу старых аппаратов: фотоувеличителей, печатных машинок - просвещали в истории Поморья и обучали местной лексике, демонстрировали чучела животных и устройство человеческого скелета. Скелет, кстати, тоже вызвал восторг у всех. Среди всей этой деятельности успевали купаться, ловить рыбу, ходить в лес, зажигать на дискотеках. Большую роль сыграло знакомство с Натальей Батраковой, инициатором возобновления деятельности школыВ деревне, кроме Натальи Батраковой не знали, зачем мы приехали. А она со всей своей энергией берётся за все местные проблемы и пытается их решать. Наталья была вовлечена в наш проект, но не знала, что из этого можно сделать. Как, впрочем, и мы. Из этого незнания мы исходили. Специально собрали студентов разных специальностей – дизайнеров, архитекторов, историков, архивистов. Первые три дня мы очень много говорили про концепцию проекта – как может в будущем жить Азаполье. Мы думаем, что сюда могут приезжать, к примеру, художники и писатели на пленэры, за идеями и вдохновением, на перезагрузку. Школа стала бы для них большой мастерской. Но готова ли деревня к такому повороту в судьбе своей бережно сохраняемой школы, который предлагает Михаил и его соратники? Михаил говорит об этом так:- Изначально местные делилась на несколько группировок. Одни говорили, классно, что приехали сюда. Другим было всё равно. Были и те, кто был сильно связан со школой, которым было не по себе, что там кто-то копается. Конечно, переживали бывшие учителя. Но потихонечку мы собрали всех, чтобы познакомить с тем, что мы делаем. После выступления на Дне деревни местные жители сами приходили помогать – кто-то спрашивал, что надо делать, кто-то приходил и сам находил работу. Здание в хорошем состоянии, но кровля кое-где протекает и это первые звоночки, что надо заниматься ею. Несмотря на то, что школа построена в 1931 году, она хорошо сохранилась. Там осталось много интересных вещей. Школа сейчас в аренде ТОСа. 10 лет она простояла пустующей, сейчас в ней учатся дети Натальи Батраковой, Будем считать, началась её новая история. А что дальше? Михаил Крупенин рассуждает об этом так:- Я не думаю, что это должно быть, как в Кимже, где почти всегда есть туристы. Азаполье – эксклюзив. Летом там есть деятельность вне школы – прогулялся, искупался, покатался по речке, сходил в лес, на рыбалку. А зимой? Только в помещении, в школе, а вокруг тебя – тишина и пустота, как на космической станции. Эта мысль мне пришла в голову, когда мы встречали Новый год в Кимже и жили в «Паужне». Вся наша жизнь крутилась вокруг печки. У тебя сразу отлетает всё наносное, ты не думаешь о своих проблемах, заботах. Даже молодёжь, которая, казалось бы, сейчас всё время погружена в сеть, здесь вполне себе справляется без гаджетовВообще школа – это место передачи знаний, любых: и лепка посуды из глины, и практический курс физики, химии, биологии. И это будет всегда в тренде. Все наши идеи ещё требуют обдумывания. Осенью, надеюсь, придёт понимание, в каком направлении надо двигаться, возможно, сделаем коммерческий туристический продукт. Я хочу, чтобы всё это подхватили сами азапольцы. Мы можем дать толчок, но надо потом кому-то это передать, безусловно, местному человеку. Кимжа этот этап уже прошла, здесь большинство жителей вовлечены в туризм и понимают его нужность для деревни. В Азаполье этого ещё нет. Но мы убедились, что и там - великолепные условия для проживания. Мы жили у Андрея и Александры Казаковых и ни о чём не думали. Быт был устроен очень качественно. Самое главное для меня в этой экспедиции - жизнеспособность идеи. Я ехал туда без конкретного плана, мы его создали, выполнили, перевыполнили, наладили контакт с местными и создали команду из людей, незнакомых друг с другом. Я воодушевлён тем, что первый опыт оказался успешным. Лучше, чем я ожидал. А вот что говорят об экспедиции в Азаполье её участники. «Приеду зимой» Ирина Кащеева, выпускница Академии художеств Санкт-Петербурга:- Мы попытались выявить, в чём суть и сила места. Изначально в наших обсуждениях звучала школа – резиденция, место, где можно собираться. Когда смотришь на какой-то объект впервые, незамыленным взглядом, находишь что-то новое, чего не видят местные. Я думаю, одна из наших задач – как раз увидеть всё красивое и ценное. Для меня, как для специалиста, помимо школы типовой советской постройки, интересна жизнь, которая это здание наполняла. Есть же известная фраза: «Живите в доме, и не рухнет дом». А школа не рухнула, потому что в неё верит бесчисленное множество учителей и учеников, которые приезжают к ней. Население деревни – 60 человек, но потом случается Ильин-день, юбилей школы, и эти количество растёт в какой-то геометрической прогрессии. Эти 60 человек превращаются в длинную цепочку. Школа, деревня разрастаются, появляется рой историй, и их количество тоже растёт. Здание поддерживают люди, которые о нём помнят. Помнят, что в этом классе они учились, в этом – влюблялись, здесь – танцевали.Моё последнее увлечение – архитектура памяти, я люблю заниматься ею. Азаполье – именно об этом. Недоверие местных, мне кажется, мы преодолели потому, что пришли с добром, с чутким вниманием к их памяти и жизни. Помимо резиденции художников и писателей, семей, которые могли бы туда приезжать, мы подумали, чтобы школа могла стать музеем. Он не должен быть в одной только комнате - вся школа должна стать им, потому что такая школа – единственная, а её истории – уникальны. Мы решили, что надо записать эти истории, как записывают песни и былины. Для этого отправили ребят – исследователей к учителям, ученикам и сделали диктофонные записи их воспоминаний. Когда слушали их – плакали, это был такой восторг. Например, была история о том, как директор зимой вешал красный флаг, чтобы дети с другого берега в мороз в школу не ходили. Записали историю про керосиновую лампу, которой пользовались, когда пропадало электричество. Мы с этим, кстати, тоже столкнулись. В школе в таких случаях делали так – сдвигали все парты в круг и ставили эту лампу. Уровень компетенции учителя, его изобретательность были очень высокими! Мы не только собрали истории, но нашли предметы к ним. Мы зафиксировали их, прибрали, расставили. Это может стать основой музея. Мы успели на месте не только эти истории обработать, но и сделать из них небольшую книжку с иллюстрациями. Мне очень понравилось Азаполье. В День деревни мы шли и услышали, как в доме песни поют. Я помню такое из детства. Мы уже с подругой строим планы на зимнюю поездку в Азаполье. «Ты можешь услышать себя» Анастасия Исакова, студентка Уральского государственного медицинского университета, Екатеринбург:- В этом проекте каждый работает не только по профессии. Я, например, буду хирургом, а сюда приехала работать с населением, потому что я лидер многих молодёжных проектов и даже писатель. Но неожиданно пригодились и мои профессиональные знания, многие в экспедиции разболелись. Думаю, из-за климата, здесь очень влажно. Добраться в Азаполье тяжело, но я бы приехала ещё раз. Путешествую много, но так мало мест, куда хочется возвращаться. В Азаполье хочется. Азаполье – это странное место, где поток времени закручивается в колечко. И люди сами раскручивают это колечко, если надо ускорить время, и сами его замедляют. Это место с атмосферой молчания, несмотря на то, что шумит трава, река. Но при этом ты слышишь себя и можешь слышать других. В городе ты среди шума слышишь шум, а в деревне среди её шума ты слышишь себя. В моём детстве была похожая деревня, а потом дом там продали. Получается, что моё детство осталось там. Экспедиция в Азаполье для меня – это неспешная походка, чтобы найти себя в прошлом и потом, зная, что моё прошлое со мной, идти в будущее. Если ты себя потеряешь, можно приехать в это место и снова найти себя. Вот что такое для меня Азаполье. Как в Москве Иван Печковский, студент, Москва:- Я урбанист, изучаю города во всех их плоскостях, всё, что в них происходит. Город – это конфликт, его организуют люди, которым надо постоянно о чём-то договариваться. Как меня занесло в деревню? Может, каждый урбанист мечтает уничтожить город и переехать в деревню? У урбанистики широкие границы, и городом они не ограничиваются. Скорее, это про территориальное развитие. В деревне тоже происходят социальные процессы. И конфликт выражен ярче, потому что все друг друга знают. В исследовательской деятельности очень важно привлекать людей, включать их в работу. Уже на месте, в Азаполье, придумали записывать истории. Как в Москве. Именно на таких историях основывается выставка «Москва без окраин», которая длится уже два года и не заканчивается.И я занялся вместе с другими ребятами сбором личных историй. Отчасти этот способ взял из методички московской выставки и переложил этот метод исследования на деревню своими силами. Азаполье - это мой первый профессиональный опыт: сам написал методичку, взял интервью, причём быстро к этому приспособился. Я доволен – мне кажется, у меня хорошо получилось. Хочется, чтобы были люди, которые бы наш проект продолжили. Не знаю, чего нет в Азаполье для жизни. Там есть всё, даже хороший интернет. Я ехал на край земли, а оказалось, жизнь есть везде. Не важно, где, важно, с кем. Пока ты в себе не найдешь край земли, из которого можно черпать ресурс, ты никуда не прибежишь. Так и будешь гоняться. Какими мне показались люди в Азаполье? Простые, хорошие, открытые русские люди. Хотя нас пугали, что контакт будет сложным. Итак, разведка боем жителей шумных мегаполисов в молчаливое Азаполье закончилась. Вот-вот будет готова выставка – презентация об этой экспедиции. Она будет представлена в Товариществе поморского судостроения. И?И, видимо, появятся новые проекты и планы для Азаполья. Азаполье, ты будешь ждать?Пока же, по мнению одной из жительниц деревни, есть большие сомнения, что этот проект не утопия. «Если денег не будет, всё сойдёт на нет», - считает она. Марина Потрохова. Врезка: Экспедиция проводилась САФУ имени М.В. Ломоносова совместно с клубом "Морские практики" верфи Товарищества поморского судостроения в рамках проекта «Открываем Россию заново», организованном
Высшей школой экономики при поддержке платформы «Россия - страна возможностей», программы Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» и Русского географического общества. Партнёром экспедиции выступал круглогодичный молодёжный образовательный центр «Наука», созданный Росмолодёжью и правительством региона.Ссылка на источник