Артём Подпругин
«Быть педагогом – это судьба». История деревенского учителя из Кировской области
«Территория жизни»
«Быть педагогом – это судьба». История деревенского учителя из Кировской области


«Источник Онлайн» продолжает серию материалов в честь Года педагога и наставника. В этой статье мы решили рассказать историю сельского учителя из деревни Малахи Фаленского района Кировской области Светланы Витальевны Четвертных.


Несмотря на то, что Светлана Витальевна родилась в городе, волею судьбы в 80-ые годы после окончания пединститута она переехала в деревню, научилась вести домашнее хозяйство, с семьей пережила неурядицы перестройки и 40 лет проработала в сельских школах. В прошлом году классный руководитель выпустила девятый класс в составе трех учеников. В новом наборе в ее классе всего двое. Как отмечает педагог, о своем решении переехать из города в деревню она ни разу не пожалела, хотя порой приходилось нелегко.


Светлана Витальевна, в вашей биографии есть интересный поворот судьбы. Учителем стали не сразу?
– Да, родилась я в Советске. Когда мне было 3 года, родители решили переехать в Ненецкий автономный округ.
Жили за Нарьян-Маром в населенном пункте Сенгейский у самого Баренцева моря. Там посреди тундры стояли всего 2 строения: дом (в одной половине жили мы, в другой был магазинчик) и пекарня. Через 3 километра от нас находилась метеостанция. Больше – ни души. Родители пекли хлеб, работали в магазинчике, отец охотился и рыбачил. Коренные ненцы приезжали к нам за продуктами. У нас была организована перевалочная база. Детей из тундры два раза в год забирали в школу-интернат и возили в Нарьян-Мар. У нас их собирали.
Через 4 года вернулись обратно. В Советске я закончила школу. Сначала с подружками хотели поступать в местное медучилище, но позже решили ехать в Киров. Так я поступила в сельхозинститут на ветеринарного врача. Уже в процессе учебы поняла, что это не мое. Отчислилась и перевелась в пединститут им. Ленина на естгеофак. В 1984 году окончила его по специальности учитель биологии.


А в детстве были мысли стать учителем?
– Когда была маленькая, у нас в доме всегда было много детей: родной, двоюродный брат и сестры, подружки из соседской семьи всегда приходили к нам. Мы часто играли в школу, а вечером ставили перед родителями концерты. Ставили стулья в виде столов, садились на коленки, делали маленькие тетрадки, писали задания по русскому языку, математике. И учителем всегда была я. Помню, специально писала в тетрадках с ошибками. А потом проверяла и исправляла красной пастой, ставила оценки. Мне это очень нравилось.
В старших классах, когда думали поступать в медучилище, произошел интересный случай. Летом, когда гуляли с подружками, к нам подошел незнакомый мужчина со словами: «Я предсказываю будущее». Мне он сказал: «Ты станешь учителем. Но учиться на него не будешь». Я тогда еще удивилась этому. Потому что мыслей идти в педагогический не возникало. А потом оказалось, что судьба примерно так и сложилась.


А почему перешли из сельхозинститута в педагогический?
– Училась на ветврача. Нравилось, было интересно. Но мама постоянно спрашивала: «Как ты будешь в деревне в колхозе работать? Как будешь коровам хвосты крутить?» Тогда еще это не осознавала.
Со временем стала задумываться. И как-то с будущим мужем приехали к его родителям в деревню. Посмотрела на колхоз, на коров и подумала: мне что-то не хочется. Помню, соседи подтрунивали: «Какую привез худую. Как она у вас работать будет?», «Как в деревне будешь жить, ты ведь даже ругаться не умеешь!?». Но потом, когда переехали, всему пришлось научиться, ко всему приспособиться.


А как переехали из Кирова в деревню?
– Во время учебы в пединституте пришла работать в 57 школу города Кирова и устроилась секретарем-делопроизводителем. Через год предложили быть воспитателем группы продленного дня. С 1982 года пошел педагогический стаж. В Кирове я проработала 2 года, а когда муж закончил сельхозинститут, по распределению переехали к его родителям в деревню Малахи Фаленского района.


Помните впечатления после переезда?
– Малокомплектная школа располагалась в деревянной избе. В одной половине был учебный класс, а во второй половине – библиотека. Дети тогда там учились 3 класса, и потом их переводили в среднюю школу в другой поселок. Когда я приехала, то работающая до меня учительница переехала в другой город. Так с первого года после института мне пришлось вести уроки у двух классов по 8-12 человек. Причем, уроки проходили одновременно в одном кабинете. Учебники и программы разные. Объясняешь материал одним, даешь самостоятельные задания другим. Пока они выполняют – разбираешь материал с другим классом и так попеременно. Первое время было непривычно, но справилась.


Школа с печным отоплением?
– Да. Техслужащей в школе работала моя свекровь. Рано утром она ходила, затапливала в школе печки. Их зимой топили два раза: до и после уроков. Помню, печь была прямо в классе. Ученики на переменах вокруг нее бегали. Проводила 4 урока. Затем внеурочная работа: помогала ученикам, которые плохо усваивали материал или не сделали домашние задания. Было место и творчеству. У нас не было завклуба, поэтому к праздникам ребята ставили концерты для жителей села.


Потом в деревне построили новую уже кирпичную школу?
– Да, это было в 1992 году. Перешла работать в нее учителем биологии и завучем. И так проработала до 2018 года: вела биологию, историю, химию, технологию, краеведение. В 2018 году школу в Малахах закрыли, перевелась в школу в селе Святица у нас в районе. Там из предметов у меня добавятся еще география и литература.


Не жалко было закрытия школы в Малахах?
– Конечно, было жалко, но, как нам пояснили, была безвыходная ситуация. Сейчас здание стоит закрытое.


В прошлом году вы выпустили 9 класс?
– Да, сначала в нем было 5 учеников. Две семьи переехали, школу окончили трое. Сейчас веду новый набор, в классе у меня два ученика. Хоть школа и малокомплектная, но мы регулярно участвуем в районных, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и занимаем призовые места. А еще уже в течение 15 лет я являюсь председателем избирательной комиссии участка деревни Малахи. Несем, так сказать, общественную нагрузку.

Кроме работы в школе нужно было ведь и успевать по хозяйству?
– Поначалу хозяйства у нас не было. Скотина была у свекрови. А вот когда ей стало тяжело за всем ухаживать, пришлось всему научиться. Помню, было время, как раз в перестройку, 90-ые. У нас было две коровы, 3 теленка, поросята, куры, овечки. Было непросто, но все осилили. Да и вариантов не было. В перестройку зарплату не платили, дочерям надо было помогать, они уехали учиться в Киров. Вот хозяйство нас и спасало.


А помимо скотины еще и огород?
– Это не самое страшное. А вот сенокос, который у нас продолжался все лето – это да. Хозяйство – большое, сена нужно было заготовить много.


И какой у вас был распорядок дня?
– Летом подъем в 4-5 утра. Сначала дойка. Потом всю скотину напоить, накормить. К 6 утра коров и телят выгоняешь на улицу, передаешь дежурному. В деревне мы так распределяли обязанности. Дежурный из числа местных жителей собирает скотину со всех дворов, ведет на поле, караулит, возвращает стадо обратно. Одна корова – 1 день дежуришь, 3 коровы – 3 дня. И так по очереди. В первые годы стадо в деревне было голов под 70. А поскольку мы держали 2 коровы и 3 теленка – дежурить приходилось 5 дней.


А после того, как передали коров?
– Готовишь завтрак, отводишь детей в садик, а дальше – огород, сенокос. После нужно снова накормить скотину. И уже готовишься к встрече коров с поля: подстилку поменять, воду наносить, корм дать. Встречаешь – снова дойка, а после уже домашние дела. У нас раньше в деревне даже время распределяли так: «до коров или после».


Как хватало сил?
– А иначе нельзя. Надо было держать в деревне и скот, и огород. В магазинах тогда особо ничего не было: молока, овощей, мяса. У всех своё. Помню, я тогда организовала в деревне кружок по вязанию, научилась еще когда жила в городе. По вечерам учила молодых женщин. Вязали одежду детям, носочки, шапочки, кофточки, платья. Чтобы как-то компенсировать магазинский дефицит. Муж тогда подбадривал: «Вводишь в село культуру».


Вспоминали перестройку. А какая зарплата была, когда приехали работать?
– 80 рублей в 1984 году. Тогда я вела 2 класса и, когда приехал представитель из районной администрации, я предложила взять еще один. Было бы две ставки с зарплатой под 200 рублей. Но отказали с формулировкой: «Еще не хватало, чтобы учителя у нас зарабатывали как шахтеры».
А в перестройку зарплату не платили около двух лет. Если не работаешь в колхозе – было тяжело. Там хотя бы продуктами давали. Учителям в то время выдавали «натуроплатой»: лапша быстрого приготовления, какая-то крупа, овощи. Подойдет или нет – надо брать, другого не будет. Когда-то зарплату давали одеждой, обувью. Может быть не твой размер или совершенно ненужная вещь – все равно берешь, потому что это твоя зарплата. Была и мебель, стиральные машины, зеркала.


Комичные случаи в практике были?
– Когда работала первый год. Прихожу в школу, у меня дверь исписана мелом: «Светлана Витальевна, я тебя люблю». Написал первоклассник. Ходила, разбиралась. Поругала его. Случай был неординарный, да и я только начала работать. Внутри еще не понимала, как себя вести в такой ситуации.
Еще, помню, как-то один из учеников нарисовал очень смешной рисунок. Какое-то чудище из сказок, но без улыбки на его работу смотреть не могла. Ученик это запомнил и, когда я начинала кого-то в классе ругать, он всегда мне приносил этот рисунок. Увижу, улыбнусь и забуду, что ругалась.


Дети не пошли по вашим стопам?
– У меня сын, две дочери, внучка и два внука. Обе дочери закончили пединститут. Старшая по образованию психолог. Когда закончила вуз, пробовала устроиться в школу в Кирове. В одних мест не было, в других – без ставки педагога, зарплата маленькая. Проработала несколько месяцев в детском саду и ушла из образования, вернулась в район, работала в центре занятости, а недавно окончила юридический и устроилась в полицию в соседнем районе.
Вторая дочь по образованию учитель русского языка и литературы. По профессии работать не стала, хотя изначально хотела. Напугали при трудоустройстве старшие коллеги, что работать будет сложно, молодым тяжело, с классами не справиться. Вернулась в район, а позже переехала с мужем в Санкт-Петербург. Сейчас работает там в коммерческой структуре.


Какие пожелания дадите молодым педагогам?
– Первое о чем болит душа – это оснащение сельских школ. Мы живем в 21 веке, а у нас до сих пор: мел, доска и тряпка. В школу я вожу свой ноутбук, чтобы интереснее вести уроки. Оборудование, наглядные материалы, реактивы, пробирки – с их обновлением в сельских школах беда, а детей учить нужно. Вот, к примеру, на следующий год нам обещали обновить кабинет химии: попадаем под программу «Точка роста». Надеемся на улучшение: и цифровую доску, и химическое оборудование, и цифровой микроскоп. Поэтому придется еще поработать! (смеётся)
А пожелания. Знаете, если сравнивать советскую эпоху и сегодняшний день, дети очень отличаются. Раньше у учеников была тяга, стремление к знаниям, были более ответственные, заинтересованные, им хотелось учиться, что-то узнавать, получать хорошие оценки. Сейчас же это чувствуется далеко не у всех. Но в то же время современные ученики хотят быть на одном уровне со взрослыми, по поведению, самоосознанию, словам, мнению. Детей уже не переделать, поэтому нужно подстраиваться учителю. Сейчас для учеников нужно быть товарищем и наставником. Поэтому пожелаю молодым педагогам терпения, чтобы были увлечены своей работой, всегда находили контакт со всеми учениками и были с ними на одной волне.
Оставить голос за конкурсанта