Государственное автономное учреждение Московской области «Радио 1»
Школа фермера
«Семейный бизнес за городом, истории успеха»
Спикер 5
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ШКОЛЫ ФЕРМЕРА ПРОШЛО НА БАЗЕ ТЕМИРИАЗЕВСКОЙ АКАДЕМИИ. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОВОДИТСЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕТВЁРТЫЙ РАЗ И СРЕДИ ЕГО БОЛЕЕ ЧЕМ 900 УЧАСТНИКОВ СО ВСЕЙ РОССИИ СОРОК ИЗ ПОДМОСКОВЬЯ. Обучение проходят как действующие фермеры, так и те, кто планирует присоединиться к фермерскому сообществу региона. Об этом сообщил директор Центра агропромышленного развития Московской области Алексей Семенов. В этом году участников ожидали два модуля — зоотехния и производство фермерской продукции для индустрии гостеприимства.
Специалисты на практике изучат аспекты ветеринарно-санитарных мероприятий по переработке птицы, освоят технологии кормления овец, узнают методы госрегулирования индустрии туризма и многое другое. Прежде всего хочу поприветствовать своего коллегу Николая Шувалова, который сегодня и продюсер, и ведущий, и еще масса регалий у него. Здравствуйте, многостаночником сегодня выступаю. Ну и конечно наш спикер, руководитель личного подсобного хозяйства Золина, пчеловод в шестом поколении, и вот непонятно мне, школа фермеров четвертая волна, мы сейчас узнаем.
Мария Мыльникова. Мария Григорьевна, здравствуйте.
Спикер 1
Да, здравствуйте, давайте просто Мария.
Спикер 5
А, Мария, да, спасибо. Скажите, школа фермеров четвертая волна, это тоже вы участвовали с четвертой волны или как бы у вас преемственность, да, в четвертом.
Спикер 1
Поколении, раз уж вы пчеловод, шестом.
Спикер 2
Нет, пчеловод я в шестом поколении, была ученицей проекта школа фермера в четвертом потоке.
Спикер 3
Ага, это когда он проходил?
Спикер 2
Он проходил в 21 году.
Спикер 3
А, ну то есть уже, да, проект с такой, можно сказать, многолетней историей получается.
Спикер 5
Мария, вот вы пчеловод в шестом уже поколении, неужели и для вас еще актуальная школа фермера? Неужели чему-то не научили вас, так сказать, предыдущие.
Спикер 3
Пять поколений?
Спикер 5
Да, предыдущие пять поколений. Неужели не весь опыт передали? Это вы должны делиться или вы там выступаете уже в роли наставника, кстати?
Спикер 2
Смотрите, да. На самом деле в этом году вот этот поток девятый для меня особенный, потому что я буду передавать свой опыт участникам Школы Фермер, для меня это радость переполняет, так скажем, потому что я сама прошла рука об руку с этим проектом уже много лет, и что-то дать свое туда
вложить, для меня это, не знаю, прецедент.
Спикер 5
Мария, вы все оцениваете сквозь призму пчелиную, так сказать, все-таки вы пчеловод и, наверное, это сильно оставляет след, тем более как вы выросли на пчелах вместе с пчелами.
Спикер 3
Потому что пчеловодство это достаточно, мне кажется, специфический вид деятельности даже для школы фермеров, тем более в Подмосковье.
Спикер 5
Хуже чего-чего, а меда у вас была в доме, наверное, вдоволь.
Спикер 2
Ну, вдоволь, да, я помню, это моя как-то травма детства, у нас всегда хранились в холоде Огромные фляги меда, и нас в детстве посылали кого-нибудь, там надо было наковырять в креманку, а он встает, он встает в твердом холодном помещении, и я помню стоишь холодно, и скребешь, и скребешь, и скребешь этот мед. Какие слова вы используете, старорусский, креманка.
Смотрите, вот давайте я вам сейчас расскажу, почему мне надо было отучиться на школе фермера. На самом деле попала я туда абсолютно случайно. Ничего от этого проекта не ждала, но думаю, ладно, как бы хорошо про него говорят, надо поучаствовать.
И до этого я просто помогала отцу с пчелами, так скажем, когда я попала на… По неволе, да?
Спикер 5
С папой не спорят.
Спикер 2
Да нет, не то чтобы по неволе, знаете, пчелы это такое нереальное удовольствие, это самый, я считаю, красивый, эстетичный вид фермерства.
Спикер 5
Скажите это моим детям, да, их жахнули там год этого, когда пандемия была, натерпелись они.
Спикер 2
У меня дети говорят, меня пчелка поцеловала. Я надеюсь, они сохранятся это мнение. И получается, что случился серьезный сдвиг в процессе обучения. То есть у меня в голове сложилась картинка бизнес и пчеловодство. До этого для меня пчеловодство было нормой жизни, я просто там должна работать, потому что так уж повелось.
А когда я попала на школу фермера, там дают не только, скажем так, знания именно в сегменте, я не знаю, пчеловодства, там зоотехния, еще что-то.
Спикер 5
То есть, иными словами, вы поняли, что на этом можно очень даже неплохо зарабатывать.
Спикер 2
В вас сработала какая-то бизнес-леди, бизнес-жилка,
Спикер 5
Так сказать, родилась.
Спикер 2
Да, да, да. То есть, там, получается, преподают и экономисты, юристы, то есть, картинка прям, знаете, картинами раскладывается. И получается, что к концу обучения у меня появилась моя этикетка, моего будущего мёда. Эх, взглянуть бы! То есть, всё уже… А, знаете, у меня очень красивая пчела, у меня вообще очень такой как-то фирменный стиль, у меня классный.
Я в него прям душу вкладываю, сама всё придумываю. И значит у меня к концу обучения появилась вот эта моя пчела, буква выверенная, каждая буква проходила кучу согласований, там мы все думали, как все должно быть написано, передача информации. Мария, она есть в интернете?
Спикер 5
Вы может быть пока будете рассказывать, я наберу и посмотрю. Может быть у меня появятся какие-то вопросы к вашему лейблу?
Спикер 2
Конечно, да, кстати, вы можете зайти на marketplace свое родное, забить Золина и посмотреть, у меня там все продукции, в том числе и все мои там логотипчики, которые я придумала к 8 марта, к 23 февраля, к новому году, то есть там весь мерч выложен, так что зайдите на свое родное, забейте Золина.
Спикер 3
Я уже вижу перед собой такая черненькая этикетка, пчелка на ней замечательно нарисована, красивая.
Спикер 2
И смотрите, значит, уже к концу, когда я делала свою дипломную работу, я поняла, что в принципе вот эта дипломная работа это бизнес-план, которому надо следовать. И получается я защитила этот бизнес-план и И прям вот четко по нему продолжила работать дальше. Понимаете? То есть если бы не было вот этой школы фермера, то возможно бы я до сих пор просто помогала иногда
на пасеке.
Спикер 3
То есть если резюмировать, школа фермеров помогает облечь все знания предыдущие, в вашем случае накопленные за жизнь, в нужную оболочку для того, чтобы эти навыки, знания и умения применять уже в долгосрочной перспективе еще желательно на этом как-то зарабатывать.
Спикер 2
Да, абсолютно, да, сказано правильно, красиво, согласна. Плюс ты получаешь себе, скажем так, в компаньоны по жизни Росфельхозбанк, профессору в Тимирязевке. То есть я на данный момент, если у меня случается какой-то вопрос, я всегда знаю, куда мне пойти, кто мне даст все ответы на вопросы. То есть, ну, это серьезная платформа, мне она 100% помогла.
Спикер 3
А вот еще, Мария, такой вопрос, не совсем касающийся школы фермеров, скорее вашего хозяйства, Золина, это же Клинский городской округ, и я как непосредственный дачник Клинского городского округа, мне очень интересно, я насколько знаю, вокруг нету больше пчеловодных, как ферм, пчеловодных хозяйств. Вот. Насколько это специфический вид деятельности для именно Подмосковья?
Потому что все мы знаем, там, алтайский мёд, там, какой-нибудь таёжный мёд, горный мёд, то есть всё то, что где-то там. А вот я про подмосковный мёд мало знаю. Как так получается?
Спикер 2
Ну, во-первых, пчеловоды у нас есть. У нас есть Владимир Голечков. Это вообще очень известный пчеловод. У него под Егорьевском большая пасека. А потом у нас есть Лена, я не помню ее фамилию, наша Леночка, матковод из Солнечногорска, у нее тоже и пасека большая, она маток разводит. То есть у нас все есть, не переживайте, просто нас не видно, но мы есть, вот, это первое. Потом, следующее, про подмосковный мед.
Вообще, как вот я узнавала, подмосковный букет в старые времена очень славился. Если честно, если попробую мёд алтайский, наш подмосковный, краснодарский, где потеплее, наш мёд имеет нереально
классный букет, и он не сладкий, он не такой приторный, как вот, например, на юге, он классный, и он в древние времена очень ценился, именно вот подмосковный букет. И знаете что, вот сейчас я вспомнила ситуацию, был конкурс мёда, ну там чисто органолептика учитывалась, и когда уже объявили победителя, оказалось, что вот именно в плане органолептики победил именно подмосковный мёд.
То есть там народ был в шоке немножечко, потому что все ждали чудес от Алтая, Башкирии и прочих медовых краёв, а победил наш Подмосковный. Я в Подмосковный влюблена, я фанатка, и знаете, почему Подмосковье ещё….
Спикер 5
Мария, Мария, можно у вас как раз у нас с Колей возник вопрос? Потому что мы мудро промолчали, естественно, так это какой-то.
Спикер 3
Да, сделали вид, что мы в курсе, да. Но что такое органолептика? Вот у нас вопрос.
Спикер 2
А, да, это знаете, вкусовые качества, там, не знаю, цвет, еще что-то. Ну, короче, вот попробовать на вкус, да, вот, и вот по вкусу.
Спикер 5
А мы не против. Мы не против попробовать.
Спикер 2
Я думаю, как-нибудь будет возможность. Слушайте, не проблема, я всегда приглашаю всех нам на практику, у нас здорово, красиво, вот будет тепло, зима уйдет сейчас, потому что у нас это, видите, накрыла зима, зима закончилась.
Спикер 3
Да, мы ее не ждали, но она пришла.
Спикер 2
Да, да, да, приезжайте, накормим, все расскажем, вот, прогуляемся. По пчелам, кстати, можно как-то прогнозировать,
Спикер 5
Прогноз погоды они угадывают, потому что у них-то на генетическом уровне пчелином должно это закладываться, пока еще мед не носить в соты.
Спикер 2
Нет, ну они, естественно, все знают, то есть они вперед нас все знают, когда выходить, когда не выходить, когда пересидеть, вот, то есть у них все четко. Как с боев не бывает, да, все как в часы.
Спикер 5
Вообще, вот мы, конечно, я понимаю вашу тягу к пчелам и говорим много об этом, но ведь там еще в школе фермера будут говорить и о птице, например, да, там я понимаю, что может быть это немножко не ваша тема, но, так сказать, краем глаза вы не видели, там будут, там, не знаю, курочки еще, например, или даже овцы?
Спикер 2
У меня? Нет, кур уже есть. Кур уже есть.
Спикер 5
Ну, с такой же любовью будете рассказывать о них тоже?
Спикер 2
Знаете, наверное, нет, все-таки я прям такой до мозга костей пчеловод. Я очень люблю пчел. У меня даже от бабушки есть письмо, она завещала, чтобы обязательно кто-то в семье продолжал заниматься пчелами, потому что это единственное богоугодное дело. Я, может быть, в этом году еще хочу какой-то живности разжиться. Потому что, знаете, фермерство — это такое дело, оно накрывает с головой.
То есть не успела оглянуться, а я уже хлеб пеку на закваске свой. Сама каждый день ем только творог от соседской козы, масло от соседской козы. То есть вот это вот оно накрывает, ты вживаешься вот в эту органику и ищешь в какой сфере жизни еще
надо как-то максимально перекрыть фермерской продукцией свою потребность, все свои потребности.
Спикер 5
Мария, я вдруг понял, что мне все эти знания крайне необходимы. Скажите, допустим, новичок может прийти в школу фермера, например, и за один курс, так сказать, хотя бы в первом поколение, может быть, хотя бы мои дети научатся выращивать траву?
Спикер 2
У меня ничего не растет, понимаете? Вы не поверите, вот, например, я вам сейчас расскажу про ситуацию. Я не помню, в каком потоке училась наша Катя Селиванова. Есть такая девушка, Катя Селиванова, мать четырех детей, у нее тоже много детей, и она закончила школу фермера, у нее никогда не было ни одной козы, никогда, то есть она просто как бы внезапно решила начать скос.
Из офисного планктона, да, причем не просто планктон, а она была высокооплачиваемым сотрудником, то есть она, как это, непростая клерка. Она просто в какой-то момент поняла, что хочу заниматься фермерством, хочу как это рожать детей, выращивать их на земле, чтобы все было.
Спикер 5
Ну это образно, да, на земле, это нашим радиослушателям расскажем, что выращивать на земле это значило как раз молоко из-под козы, сыр, это все свое, настоящее.
Спикер 2
Она за Катю Селиванову закончила школу фермера и ее бизнес-план стал для нее опять же путеводителем по жизни. И все, сейчас я буквально скажу, неделю назад была у нее в гостях, у нее на ферме, у нее эти породистые козы, племенные, вот как это называется, племенные козы, куры, свиньи, две собаки алабаи огромные, четверо детей, которые бегают там, я не знаю, коз кормят, помогают во всем, понимаете, вот то есть…
Всякая живность, в общем, есть. Да, да, вы понимаете, то есть… Две собаки, дети, козы. Да, прошел вот эту школу фермера и дальше стартанул в этом же направлении, то есть, да, поэтому на ваш вопрос отвечаю, что 100% да, можно, такое бывает, есть прецеденты.
Спикер 5
Мария, спасибо огромное. Слушали бы вас, честно говоря, и слушали. И ловим вас на слове. В общем, мы хотим попробовать ваш мед, вне всякого сомнения. Может быть, своими глазами увидеть все, вот то, о чем вы рассказывали о хозяйстве Золина. Так красиво, да. Мария, спасибо. У нас на связи была руководитель личного подсобного хозяйства Золина. Пчеловод в шестом поколении и выпускница, я правильно сказал, школы фермеров четвертой волны. Мария Мыльникова. Торжественное открытие школы фермера прошло на базе Тимирязевской академии.
Мероприятие проводится в Московской области четвертый раз и среди его более 900 участников со всей России, 40 были из Подмосковья и с одним из них мы только что с Николаем Шуваловым, моим коллегой, и поговорили. Коля, спасибо тебе. Спасибо тебе, Леш.
Оставить голос за конкурсанта