Газета "Марий Эл"
Играла марийская свадьба
«Национальный колорит»
Репортаж из седьмого фестиваля-конкурса «Праздник свадеб», посвященный 100-летию Моркинского района Республики Марий Эл, где представлены обычаи и традиции марийской свадьбы сельских поселений района, а также из Советского, Новоторъяльского, Сернурского, Параньгинского и Звениговского районов.
Обычаи в доме невесты, одаривание отца и матери рубашкой и платьем, «Первый йӱыш», рождения новой семьи, обряд одаривания нарядами родственников – все они не только на сцене, но и в некоторых районах они сохранились и до сегодняшнего дня. А подобные фестивали безусловно способствуют сохранению традиции марийского народа, передаче их подрастающему поколению, которых на празднике было много.


Свадьба – самый светлый и красивый праздник каждой семьи. Марийцы раньше на тарантасах ехали за невестой, а свадебный кортеж составлял 15-16 пар мужчин с женщинами. Свадебный наряд был из серебряных украшений, далеко был виден, а цветастые наряды выделялись красотой. Поэтому посмотреть на свадьбу приходили и из других деревень.
Приходиться только сожалеть, что старинный обычай играть марийскую свадьбу уходит в прошлое. В угоду времени да и по просьбе родственников провести время вместе в кафе сейчас в основном и марийцы играют современную свадьбу.
В прошлую субботу на улицах поселка Морки звенели свадебные песни. Там в седьмой раз проводился фестиваль-конкурс «Праздник свадеб». Фестиваль посвящен был 100-летию Моркинского района, поэтому свадьбы были представлены почти из всех поселений района, а также из Советского, Новоторъяльского, Сернурского, Параньгинского и Звениговского районов. На фестиваль собрались те, которые радели за сохранение обычаев и традиций марийского народа и передачи их подрастающему поколению.
Гостей праздника горячо поздравил Глава администрации Моркинского района А.Голубков, Председатель депутатского корпуса С.Иванова, первый заместитель Председателя правительства Е.Кузьмин, Министр спорта и туризма Л.Батюкова, руководитель службы агрохимии «Марийская» В.Габдуллин, депутаты Государственного собрания Ю.Игнатьев и Н.Пушкина.
На фестивале можно было увидеть много обычаев, связанных со свадьбой. Коллектив Моркинской центральной клубной системы показал обычаи в доме невесты. Моркинская свадьба, как и прежде, сплясала под сопровождение гармони, барабана, а подружка невесты сыграла на волынке. Жених и невеста наставления отца и матери слушали, встав на колени. Кто будет хозяин в доме, показал обычай поедания яиц в масле.
Обычай одаривания отца и матери рубашкой и платьем показал дом культуры из Токпердино (Моркинский район). Жених перед тем, как вывести невесту из родного дома, проводит обычай шествия три раза вокруг стола, а перед выходом кладет маме за пазуху олно (деньги). Такой обычай до сих пор сохранился в некоторых местах.
фольклорный ансамбль «Торъял кундем» при Новоторъяльском доме культуры ознакомил с обычаем «Первый йӱыш». Например, если свадьба была в Ильин день, то первый «йӱмаш» (встреча родственников жениха и невесты) был под Покров.
–В этот день сватья знакомились друг с другом, - говорит Роза Соколова, руководитель методического отдела Новоторъяльского районного дома культуры. – Марийскую свадьбу сегодня мало проводят, но в гости друг к другу ходят. В свое время и я выходила замуж с марийской свадьбой, поэтому написать сценарий для представления мне было легко. Также я распрашивала старших, пожилых, да и в ансамбль ходят в основным люди старшего поколения.
Из Параньгинского района приехала танцевальный ансамбль «Радуга», который показал обычай рождения новой семьи. Молодую пару встречают на улице с песней, угощают маслом и медом, мать жениха готовит подушку, чтобы туда встала нога невесты. Это говорит о том, что жизнь у молодых будет мягкая и сладкая. Татарская свадьба заканчивается совместной пляской родни и гостей.
Сернурский район представлял ансамбль при доме культуры деревни Памашъял. Он показал обычая «Вуйым пӱтырымаш». Что это такое? Это современное назначение крестных родителей. Крестный отец, домашний бог, домашний ангел-хранитель, хозяин кладовки, охранник кладовки снимают с невесты свадебный наряд и начинают обряд. «Терпи-терпи, сильно обвертываю, также сильно будешь держать в узде своего мужа. Семейная жизнь будет и мед, и масло»,- крестная мама говорит наставления, собирает в пучок волосы и завязывает платок на голове невесты. Затем дает наказ молодым жить в согласии и богатстве, угощает свадебными блинами гостей.
Каждая невеста вышивала наряды для родни. Из Кучыкэнерского дома культуры Моркинского района ансамбль «Изи памаш» познакомила с обрядом одаривания нарядами родственников. Раньше из сундука выгоняли зло рябиновыми ветками. На дне стелили полотенце и клали серебряную монету, приговаривая, чтобы молодая семья была светлой и крепкой, как монета. В сундук клали все подарки, а сверху клали деревянный гребень. «Как в между этими зубьями враг не сможет проникнуть в сундук, так пусть и между молодями не сможет проникнуть враг», -говорили так.
Из Звениговского района приехал коллектив «Юл сем» клуба деревни Юлъял, который показал обычай обрядом одаривания нарядами родственников. В Звениговском районе на свадебном столе орвате когыльо (пирог) считается главным угощением. Когда приезжает свадебный кортеж, свадебный народ парами заходит в дом, орвате (невеста) им подает нарезанные куски пирога. Но пироги нельзя ни резать ножом, ни отломить. Те, которые знают обычай, в карман орвате кладут ложку. Орвате должна как-то догадаться. Пара, которая заходит угоститься пирогом, должна за каждый кусок заплатить, дает наказ и угощается.
Руководитель коллектива Анатолий Мартынов рассказывает, что этот обычай до сих пор сохранился в их крае. Данный обычай можно сравнить с современным обычаем угощения свадебного торта женихом и невестой.
Вот так, хотя живем в одной республике, но в каждом районе или местности мы сохранили свои обычаи и традиции. Чтобы увидеть их и познакомиться с ними, нам помогает подобный фестиваль. Посмотрев мастерство коллективов, вот что бросилось в глаза: на сцене много людей пожилого возраста, поэтому хотелось бы увидеть рядом с ними и молодежи. Да и мужчин мало, а ведь на свадьбе всегда парами были.

Победителей в фестивале-конкурсе отмечали в разных номинациях.
«Лучший свадебный обряд»
Лауреат I степени - Творческий коллектив Моркинского дома культуры,
Лауреат II степени – фольклорные ансамбли «Юл сем» (Звенигово) и Уст Вараныж (Моркинский район),
Лауреат III степени – фольклор ансамбль Памаш» (Сернур) и ансамбль «Мирас» при доме культуры Тат-Чодыраял (Моркинский район).
«Лучший свадебный дом»
I место – фольклорный ансамбль «Юл сем» (Звениговский район);
II место – творческий коллектив «Мирас» (Тат-Чодыраял, Моркинский район);
III место – творческие коллективы домов культуры Осипсола и Малая Кушня (Моркинский район).
«Самый лучший фольклорный коллектив»
I место – «Кушна мланде» (Моркинский район, дом культуры деревни Малая Кушня);
II место – «Весела кумыл» (дом культуры деревни Осипсола, Моркинский район);
III место – фольклорный ансамбль «Ужара» (дом культуры деревни Шиньша) и группа «Йорга каче-влак» ансамля «Шумсем аршаш» (Тыгыде Морко) Моркинского района.
«Мастерство музыкальных инструментов»
I место – Владимир Дмитриев (дом культуры деревни Осипсола);
II место – Эрик Яковлев и Владимир Кудряшов (дом культуры деревни Малая Кушня);
III место – Анатолий Мартынов (Звениговский район).


Сӱан – кажне ешын ик эн волгыдо да сылне пайремже. Ожнырак марий-влак, тарантасым кычкен, латвич—коло ик мужыр дене ӱдырым налаш каеныт. Гармонь, тӱмыр, шӱвыр йӱкеш сӱанвате-влакын мурышт торашке шергылтын. А вургемышт, шийын-шӧртньын койын, шинчам йымыктарен, мӱндыркӧ волгалтын. Садланак гӱжлышӧ сӱаным ончаш ял вес мучаш гыч веле огыл, эсогыл вес ялла гычат толыныт.
Чаманаш кодеш, кугезе йӱлана эркын мондалтеш, ӱдыр-каче сӱаным пеш шуэн тарвата. Ала саманын йодмыжлан кӧра, ала тыге куштылгырак да ешым чумырымо пайремыштлан родо-тукымыштым, йолташыштым кафешке ӱжыт.
Кодшо шуматкечын Морко посёлко уремыште сӱан муро чотак шергылте. Тушто тений шымше гана «Сӱан пайрем» фестиваль-конкурс эртаралте. Тудо районын 100 ияш лӱмгечыжлан пӧлеклалтын, садлан районын чыла гаяк ял шотан администрацийже да тыгак Советский, У Торъял, Шернур, Параньга да Звенигово районла гыч калыкнан йӱлажым аралыше да тукым гыч тукымыш шуйышо-влак погыненыт.
Пайремыш толшо-влакым Морко район администраций вуйлатыше А.Голубков, Депутат-влак погынымашын председательже С.Иванова, Марий Эл правительстве председательын икымше алмаштышыже Е.Кузьмин, республикын спорт да туризм министрже Л.Батюкова, агрохимий службын «Марийская» станцийжын вуйлатышыже В.Габдуллин, Марий Эл Кугыжаныш Погын депутат-влак Ю.Игнатьев ден Н.Пушкина саламлышт.
Фестиваль-конкурсышто сӱан дене кылдалтше тӱрлӧ йӱлам ужаш лие. Морко рӱдӧ клуб системын усталык коллективше ӱдырын суртыштыжо сӱан радам йӱлам мастарын ончыктыш. Морко сӱан чылт ожнысо семынак гармонь сем, тӱмырым пералтыме почеш чӱчкыш, оръеҥын йолташ ӱдыржӧ-влак шӱвырым оҥарыме почеш кушталтышт. Ӱдыр ден каче ача-аван сугыньлен каласыме шомакыштым сукалтен шинчын колыштыч, суртышто кӧ оза лийшашым ӱян муным кочын тергышт.
Ӱдырын ачаж ден аважлан тувырым чиктыме йӱлам Усурт Вараҥыж тӱвыра пӧрт (Морко рай он) пеленысе фольклор ансамбль ончыктыш. Оръеҥым сурт гыч луктын наҥгайымыж деч ончыч, кидым кучен, ӱстел йыр кум гана савырнымышт годым каче аважын помышешыже олным пышта. Тыгай йӱла южо вере кызытат шукталтеш.
У Торъял рӱдӧ клуб системын «Торъял кундем» фольклор ансамбльже «первый йӱыш» йӱла дене палдарыш. Ты йӱлам ончыч кугу пайрем годым эртареныт. Мутлан, Ильян годым сӱан лийын гын, Йӱмаш-кочмаш Покролан эртен.
– Тыгодым тулар ден тулаче шке родо-тукымжылан вес тулар-тулачыжым ончыкта, – палдарыш У Торъял районысо тӱвыра да каныме рӱдерын методике пӧлка вуйлатыше Роза Соколова. – Марий сӱаным кызыт шагалын эртарат, но икте-весе деке унала коштыт. Жапше годым мыят марий сӱан дене марлан лектынам, чыла йӱлам шуктымо, садлан модын ончыктышаш представленийлан сценарийым возымо годым ончычсым шарналташ, кугыеҥ-влакын ойлымыштланат эҥерташ логалын, вет ансамбльыште лачшымак кугурак ийготан-влак улыт.
Параньга район гыч «Радуга» куштышо коллективын у еш шочмо дене кылдалтше йӱлажым ончаш оҥай ыле. Мужырым уремыште муро дене вашлийыт, ӱй да мӱй дене сийлат, качын аваже оръеҥлан тошкалашыже кӱпчыкым ямдыла. Тыге самырык ешын илышыже куштылго да сай лиеш манын ӱшанат. Татар сӱан сылне сем почеш уло родо-тукым, уна-шамыч дене пырля дене мурен-куштымаш дене мучашлалтеш.
Шернур район Памашъял тӱвыра да каныме рӱдерын модын ончыктымо вуйым пӱтырымӧ йӱлажешкешотан, вет кызыт тыгайжым шуктышыжо укеат. Ты йӱла клатыште шукталте. Вуйым пӱтырышӧ, сурт юмо, сурт суксылан, клат оза, клат ороллан пелештен, оръеҥын вӱргенчыкшым кудашын, пашажым тӱҥале. «Чыте-чыте, чот пӱтырем, тыге мариетым чот кучаш тӱҥалат. Еш илышет пиалан, ӱй ден мӱй гай лийже», – вуй пӱтырышӧ ава сугыньлыш да, мыгылям пӱтырымеке, шовычым пидыктыш. Варажым самырык мужырлан пиалан да улан илыш дене илаш сугыньым пуыш, сӱан калыкым мелна дене сийлышт.
Марлан каяш ямдылалтше кажне ӱдыр кумалтыш вургемым тӱрлен ямдылен. Кумалтышым оптымо йӱла дене Морко район Кӱчыкэҥер тӱвыра пӧртын «Изи шӱдыр» ансамбльже палдарыш. Ожно шондык гыч пызле воштыр дене тӱрлӧ осалжым поктен луктыныт. Пундашеш солыкым шареныт да, самырык еш ший гай волгыдо, кӱртньӧ гай пеҥгыде лийже манын, ший оксам пыштеныт. Кумалтышым оптымеке, эн ӱмбаке пу шергем пыштеныт да тыгерак ойленыт: «Тиде пу шерге коклаш кузе шучко тушман пурен, пӱйжым шалатен огеш керт, туге мыйын ӱдыремынат ешыжым нигӧ шалатен ынже керт».
Орвате когыльо йӱла дене Звенигово район Юлъял клубын «Юл сем» коллективше палдарыш. Провой велне орвате когыльо сӱан ӱстелыште эн тӱҥ кочкышлан шотлалтеш. Шылан когыльо оръеҥынат, качынат суртыштышт лийшаш. Сӱан калык толмеке, почела-почела мужыр дене пӧртыш пурат, орвате нунылан когыльым пӱчкеден пуышаш. Но когыльым кӱзӧ дене пӱчкашат, каташат ок лий. Тошто йӱлам палыше-влак орватын кӱсенышкыже йышт совлам пыштен колтат. Когыльым пӱчкаш ниможат уке гын, орвате кузе-гынат йӧным мушаш. Когыльым кочкаш пурышо мужыр орватын чесшым оксам тӱлен, сугыньым пуэн, тыланымашым ойлен кочшаш.
Коллектив вуйлатыше Анатолий Мартыновын ойлымыж почеш, тиде йӱлам Юлъял кундемыште кызытат шуктат. Орвате когыльо йӱлам кызытсе руш калык сӱаныште ӱдыр ден качын тортым ужалымышт дене таҥастараш лиеш.
Теве тыге, ик республикыште илена гынат, кажне кундемын шке йӱлаже, ойыртемже улыт. Нуным ужаш да шижаш тыгай фестиваль-конкурс йӧным пуа. Коллектив-влакын мастарлыкыштым ончымеке, теве мо шинчашке вик перна: сценыште утларакше илалше-влак улыт, садлан ончыкыжым нунын пелен икшыве-влакымат ужмо шуэш. Пӧръеҥ-шамычат шагал улыт, а вет сӱаныште эреак мужыр дене чӱчкеныт.
Фестиваль-конкурсышто сеҥыше-влакым икмыняр номинацийыште ойыреныт.
«Сӱаным сценыште эн моторын ончыктышо»
I степенян лауреат – Морко рӱдӧ клуб системын усталык коллективше,
II степенян лауреат – «Юл сем» (Звенигово район) ден Усурт Вараҥыж (Морко район) тӱвыра пӧрт пеленысе фольклор ансамбль-влак,
III степенян лауреат – «Памаш» фольклор ансамбль (Шернур район) ден
Тат-Чодыраял тӱвыра пӧрт пеленысе «Мирас» ансамбль (Морко район).
«Сӱан сурт»
I вер – «Юл сем» фольклор ансамбль (Звенигово район);
II вер – Тат-Чодыраял тӱвыра пӧртын «Мирас» коллективше (Морко район);
III вер – Канторъял ден Изи Кушна тӱвыра пӧрт-влакын усталык коллективышт (Морко район).
«Эн сай фольклор коллектив»
I вер – «Кушна мланде» (Морко район Изи Кушна тӱвыра пӧрт);
II вер – «Весела кумыл» (Морко район Канторъял тӱвыра пӧрт);
III вер – «Ӱжара» фольклор ансамбль (Морко район Шеҥше тӱвыра пӧрт) ден «Шӱмсем аршаш» фольклор ансамбльын «Йорга каче-влак» группыжо (Морко район Тыгыде Морко)
«Семӱзгар усталык»
I вер – Владимир Дмитриев (Канторъял тӱвыра пӧрт);
II вер –Эрик Яковлев ден Владимир Кудряшовын дуэтышт (Изи Кушна тӱвыра пӧрт);
III вер – Анатолий Мартынов (Звенигово район)
Оставить голос за конкурсанта