Добиться совершенства: как ошибки других вдохновили Светлану Коровину открыть производство пельменей.В октябре 2023 года Светлана Коровина, молодая предпринимательница из Удмуртской Республики, стала победителем Всероссийского конкурса “Женщины в АПК”. Ее признали лучшей в номинации "Превосходящая звезда", в рамках которой оценивали успешные стартапы в сфере сельского хозяйства, запущенные женщинами. Её проект — производство мясных полуфабрикатов под маркой «Демьян»: пельменей из свинины, говядины и птицы с добавлением капусты и картофеля, вареников, мант, чебуреков, котлет и голубцов.
Производство запустили в 2021 году, и за 2 года оно прошло путь от локального бренда Игринского района Удмуртии до марки, которую знают во многих районах республики, Кирове, Перми и Москве. Продукция представлена почти в 300 торговых точках, в том числе и в федеральных сетях, а месячный объём производства только пельменей составляет 10 тонн.
Недавно Светлана Коровина стала участником грантового конкурса, и теперь показывает свое современное производство ученикам удмуртских агроклассов, чтобы доказать, что сельское хозяйство — это престижно и прибыльно.
Выбор профессииИнтерес к производству продуктов питания у Светланы появился ещё в детстве. Во время школьных каникул она часто ходила с отцом на его работу — хлебозавод в Игре. Девочку захватил процесс изготовления хлебобулочных изделий, и она решила связать свою жизнь с этой сферой. А родители видели в дочери будущего врача. На помощь пришли занятия по профориентации, где Светлана узнала о специальности «Врач по гигиене питания». Поступать решила в Пермский государственный медицинский университет.
— Требовалось сдать химию и биологию, но последняя мне давалась не очень хорошо. И это мотивировало: я захотела доказать себе и своему преподавателю, что смогу сдать предмет. Стала усердно заниматься. В итоге получила за экзамен отлично и поступила в вуз.
В вузе Светлана отучилась 7 лет: 6 — общей практики и один год интернатуры. После выпуска она приехала в Ижевск и устроилась по специальности в Санитарно-эпидемиологическую службу. Основные обязанности — контроль производства. Вместе с коллегами выезжала на предприятия пищевого производства и проверяла соблюдение санитарных норм.
— Нарушений фиксировали очень много. Например, отсутствие униформы, хранение продуктов прямо на полу в складах! Чем дольше я работала, тем сильнее мне хотелось открыть собственное производство, чтобы стать примером, исправив все недочёты. Я хотела создать предприятие, где всё будет идеально, в первую очередь по части соблюдения санитарных предписаний.
После более 10 лет жизни в городе Светлану тянуло к сельской местности. Поэтому она решила вернуться в Игру и открыть производство там.
Семья как источник вдохновенияВ 2021 году девушка решилась. Она оставила работу в Ижевске, переехала на малую родину и запустила производство мясных полуфабрикатов. Причём в одном из помещений того самого хлебозавода, на который бегала в детстве. Ранее предприятие обанкротилось, и отец девушки выкупил одно из помещений площадью 300 м2.
Осталось решить — что же производить. Вдохновилась Светлана семейными традициями.
— По большим праздникам мы собираемся все вместе и лепим пельмени по старинным удмуртским рецептам: из квашеной капусты и сала, свинины и говядины. С них я и начала свое дело. Над названием бренда долго думать не пришлось, оно тоже связано с семейной историей. Демьяном звали моего прапрадеда, которого во всей округе знали как талантливого кузнеца, его работы считались знаком качества. Повелось, что наш род так и стали звать — «Демьян».
Первые шаги и Школа фермеровПервые несколько месяцев Светлана работала не покладая рук. Вместе с тремя помощниками она вручную раскатывала тесто и лепила пельмени, вела соцсети, развозила заказы. Для последнего ей пришлось модернизировать старую отцовскую машину: обшить изнутри изолоном и фольгой и встроить хладоэлементы. В месяц новоиспеченная предприниматель с командой производила около 500 кг мясных полуфабрикатов.
— Как только появилась первая продукция, я стала ездить по магазинам, предлагать сотрудничество. Но сразу поняла, что в современных реалиях недостаточно запустить производство, необходимо грамотно подходить к продвижению, масштабироваться. Поэтому зимой 2021 года я поступила в Школу фермеров, где наставники помогли мне доработать бизнес-план, чтобы претендовать на получение гранта. И весной я уже подала заявку, а позже стала одним из победителей, получила 2,8 млн рублей.
АссортиментВыигранные средства Светлана направила на закупку оборудования: грузовой машины с рефрижератором для развозки, промышленной мясорубки, фаршемеса, тестомеса, тестораскатки, запайщика для упаковки продукции, холодильника и шокозаморозки. Всего, что требуется для производства и логистики мясных полуфабрикатов с соблюдением технологий.
— Появилась уверенность, что мы справимся с большим объемом производства без потери качества, поэтому занялись расширением ассортимента: запустили производство вареников, мантов, чебуреков, котлет и голубцов. Часть рецептов я разрабатывала самостоятельно, беря за основу традиционные удмуртские, с некоторыми мне помогли коллеги из Сибирской гильдии шеф-поваров и кондитеров, с которыми мы подружились.
Рабочий процессДля создания пельменей в «Демьяне» используют сырье местных сельхозпроизводителей и закупают более 15 натуральных видов специй, начиная с черного перца и заканчивая шафраном и кориандром.
— Процесс производства мясных полуфабрикатов в основе такой же, как и дома. В мясорубке измельчаем мясо, затем добавляем к нему специи и говяжий бульон, если это мясные пельмени, — начинка готова. Тесто делаем из яиц, муки и артезианской воды. Затем мои сотрудники, на данный момент их 15, лепят изделия вручную, а потом отправляют их в шоковую заморозку. Это важный этап. Работая в Санитарно-эпидемиологической службе я часто видела, как полуфабрикаты замораживают обычным способом, то есть на протяжении более 3 часов. Это нарушает органолептические свойства продукта: вкус, цвет, запах. Шоковая заморозка — другой уровень. Начинка не успевает просочиться в тесто, от этого цвет пельменей остается светлым, вкусовые качества не теряются.
В месяц бренд производит около 10 тонн пельменей. Остальную продукцию делают по запросу клиентов, поэтому ее объёмы меньше — около 3 тонн. По Удмуртии и в Киров продукцию торговой марки «Демьян» развозят в собственной машине. А в Москву доставляют с помощью логистической компании.
Участие в ярмарках и полезные знакомстваШкола фермеров дала Светлане хорошую теоретическую базу в сфере маркетинга, поэтому после закупки необходимого оборудования девушка занялась продвижением бренда.
— В Школе фермеров я познакомилась со многими аграриями, которые подсказали полезные контакты. Я постоянно участвую в ярмарках, фестивалях, любых мероприятиях, где могу презентовать свою продукцию. Например, в Краснодарском крае на выставке «Вкусы лета» мы нашли клиентов из Москвы, а на «Продэкспо» в столице — подружились с талантливым предпринимателем из Кирова Михаилом Михеевым. Он запустил интернет-магазин «Вятокат», где по оптовым ценам продает продукты питания, в том числе и фермерские. Благодаря ему наша продукция теперь есть и в Кирове.
Продвижению бренда случайно помог глава Удмуртской Республики Александр Бречалов. Он приехал с визитом в один из фермерских магазинов региона и во время презентации продуктов попробовал пельмени «Демьян» со свеклой и грецкими орехами. Они так понравились Александру Владимировичу, что он рассказал о них в своих социальных сетях. И на следующий день мессенджеры Светланы «взорвались»: все хотели попробовать необычные розовые пельмени. Они стали так популярны, что их рекламу пришлось убрать — и без этого спрос стал такой, что сотрудницы еле справляются со всеми заказами.
— Минсельхоз нам тоже помогает. Например, организует встречи с федеральными сетями, где мы можем презентовать себя и свою продукцию. Да, порой на то, чтобы заинтересовать федералов, может уйти много времени, но это стоит затраченных усилий. Мы, например, больше года добивались контракта с одной из сетей, и буквально месяц назад его подписали.
Когда государство — лучший другОрганизацией встреч с ритейлерами Министерство сельского хозяйства Удмуртской Республики не ограничивается. Сотрудники ведомства консультируют по всем вопросам, начиная от составления бизнес-планов, заканчивая нюансами растениеводства и животноводства, организуют выезды на крупные выставки.
— Столь активной поддержке фермерства мы обязаны зампреду председателя правительства Удмуртии Ольге Абрамовой. Она всей душой переживает за сельское хозяйство, стремится сделать работу в селе престижной и высокооплачиваемой. Если у вас есть запрос, вы можете ей даже в соцсетях написать — она обязательно ответит. Так, мы с ней обсуждали проблему оттока молодежи из села и итогом этих бесед стал грантовый проект от Росмолодежи «Агротур “Ал-Яр”». Его суть проста: с сентября по ноябрь я и 10 моих коллег принимаем у себя на производстве школьников из агроклассов. Рассказываем, из чего состоит наша работа, какие есть нюансы. Показываем, как это круто — работать в АПК, какие возможности здесь есть, пространство для роста.
Помогает фермерам и Корпорация развития Удмуртской Республики. Причем, не только с подготовкой документов для открытия ИП или КФХ или другими организационными вопросами. Так, для Светланы специалисты ведомства бесплатно разработали логотип бренда и помогли его запатентовать.
Планы на будущееНедавно Светлана купила второе помещение, где сейчас делает ремонт. В планах — увеличение производства до 30 тонн в месяц.
— Хотим накормить нашими мясными полуфабрикатами всю Россию. И, конечно, продолжим популяризировать сельское хозяйство, показывать, что это перспективная отрасль, что здесь можно зарабатывать. Когда я начинала, приходилось много вкладывать — и времени, и средств. Но все это окупилось сторицей.
Вне работы на собственном производстве жизнь Светланы Коровиной тоже насыщенная, поскольку она занимается благотворительностью: помогает бездомным животным, отвозит им корма и материалы для обустройства передержки и вместе с коллегами отправляет продукты питания участникам СВО.
Ссылка на источник