Автономная некоммерческая организация "Ямал-Медиа"
Особенности национальной одежды в ЯНАО: сколько весит женский капор и зачем мужчине кисы
«Национальный колорит»
ЯНАО — один из немногих регионов, где носят национальную одежду. Главный судья, выносящий этот «модный приговор», — суровый климат: натуральные оленьи шкуры в одежде и обуви в морозы греют лучше, чем современные искусственные материалы. Что носят коренные народы Ямала, выяснял «Север-Пресс».

Какие народы живут на ЯмалеВ ЯНАО, по данным последней переписи населения, живут русские (50%), ненцы (7%), татары и украинцы (по 3,5%), ханты (2%). Среди коренных малочисленных народов Севера самая большая этническая группа — ненцы: более 36 тысяч человек. Далее идут ханты (10 тысяч человек) и селькупы (2 тысячи человек).

Традиционная одежда ненцевСеверяне веками адаптировали одежду к арктическому климату и кочевому образу жизни. Форма, надежность и удобство гардероба были напрямую связаны с выживанием. Основные качества, необходимые одежде кочевников, — доступность материалов, тепло и удобство. В мужской комплект входят штаны, пояс, шапка, сапоги-кисы и чулки из остриженного оленьего меха. Женский комплект — это ягушка, пояс, сава (капор) зимой и сюдор (повязка) летом.

Глухая малицаЗимняя верхняя одежда — глухая малица. Это просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь с пришитыми варежками и капюшоном. У ненецкого народа есть загадка про мужскую малицу: в одну дырку входишь — из трех выходишь.
Малица может быть длиной до колена и ниже. Традиционно шьется из шкур животных осеннего убоя. Каждая малица индивидуальна, двух одинаковых в тундре не найти. По качеству исполнения и украшению одежды определяют мастерство хозяйки чума.

СовикДля дополнительного тепла и защиты сверху малицы надевают совик. По крою он похож на малицу, только мехом наружу. В зависимости от функционала совик также делают из сукна и даже брезента. Совик можно назвать древним спальным мешком. Если в пути оленевода застала пурга или ночь, он пережидает непогоду в очень теплом импровизированном «домике», закопавшись в снегу.


ШтаныЗимние штаны издавна шили из нежной шкуры олененка возрастом до одного месяца — пыжика. Летние штаны делали из оленьей замши — ровдуги.

Сапоги-кисыСшить хорошие ненецкие кисы — целое искусство. Обувь шьется из камуса — шкуры с ног оленя. Созданию обуви уделяется особое внимание, так как от ее качества зависит работоспособность мужчин, занимающихся тяжелым физическим трудом. На пару кисов расходуется до десяти камусов. Подошва обычно делается из щеток с ног оленя, иногда из меха со лба животного, при этом на подошве ворс направлен назад, чтобы нога не скользила.
Верх мужских сапог привязывается к кольцам на поясе меховых штанов с помощью специальных ремешков. Также кисы подвязываются под коленом ремешком или шнурком, сплетенным из крашеной шерсти.

ШапкаШапку в традиционном ненецком мужском костюме как правило заменяет капюшон малицы. Его размер регулируется завязками. Но головной убор может быть отдельным и разной формы, изготавливаться из оленьего и другого меха. Мужские шапки делятся на повседневные и праздничные. Нарядные варианты делают в виде цилиндра или с удлиненными ушами, увешанными полосками меха, разноцветного сукна и цепочками.


Пояс ниНеизменный атрибут национального костюма ненца — пояс ни. Он фиксирует, укорачивает малицу и защищает тело от ветра. К мужскому поясу прикрепляется самое необходимое для жизни и работы в тундре: ножны с ножом, точильный камень, шило, мешочек для хранения полезных мелочей и другое снаряжение. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов. Мужские пояса чаще всего делают из крепких и толстых коровьих шкур.
Ни — символ достоинства ненца. Если мужчина подпоясался — значит, он готов к своим хозяйственным ежедневным делам: оленеводству, рыболовству, охоте.
Также пояс издавна был оберегом, защищающим хозяина от злых духов. Магический круг связывал воедино тело и душу, защищал человека от неприятностей. К ни вешали зубы белого медведя, волка и разные амулеты. Пояс как своеобразный «паспорт» носили с раннего детства и до конца жизни, передавали по наследству. Ненецкий пояс, как и нож, нельзя давать в чужие руки. Считалось, что таким образом у хозяина могут забрать удачу и мужскую силу.


ЯгушкаЖенская верхняя одежда — ягушка. Она распашная, в отличие от мужской малицы, которую надевают через голову. Сплошной разрез спереди нужен, чтобы мать могла покормить ребенка. Якушку часто используют в чуме как одеяло.
Зимняя ягушка — двухслойная, изготавливается мехом внутрь и наружу. Летняя шьется из сукна. Ягушки украшаются узорами и мехом. «Говорящие» узоры на вороте, рукавах и подоле одежды играют роль оберега, а также указывают на территориальную и родовую принадлежность женщины.


Женский поясПолы женской одежды запахивают, закрепляют потайными пуговицами или крючками. Также завязывают поясом. Женская версия делается из ткани, плетется из толстой шерсти или оленьих жил. Пояс завязывается или украшается одной круглой металлической пряжкой. К нему может прикрепляться сумка для рукоделия и мелких бытовых вещей.
Цвета ягушки и пояса имеют сакральное значение. Красный символизирует жизнь, зеленый — возрождение природы и продолжение рода, солнечный желтый — отсылает к одеждам главного ненецкого бога Нума.

СюдорЛетом женщины носят платок. В особых случаях надевают налобную повязку — сюдор. Изначально ее делали из сукна, позже — полностью из бисера. Орнамент налобного украшения рассказывает о происхождении женщины, ее социальном статусе и роде занятий.


СаваТак как у ягушки нет капюшона, зимой ненки надевают головной убор — капор (сава) из оленьих шкур с опушкой из песцовых хвостов и вставками цветного сукна. Сзади к нему прикрепляются цепочки, бляхи, колокольчики и бусы. Как правило они передаются в роду от матери к дочери, служат не только украшением, но и оберегом от злых духов. Из-за обилия деталей капор может весить пару килограммов. В результате шапка плотно ложится на плечи, ее не сдувает ветром и во время езды на оленях.


Что носят ханты Малица, кумыш, парка, колекСеверные ханты-мужчины носят одежду без разреза спереди трех видов: малица, «гусь» (он же кумыш) и парка (теплая куртка). На малицу, которую шьют мехов внутрь, надевают «гусь», у которого мех наружу. Летняя одежда кроится так же, как зимняя, но из сукна.
У южных хантов верхняя одежда распашная. Зимой мужчины носят колек — короткую меховую куртку из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок. С весны по осень надевают халат из грубого сукна.
Южные и восточные ханты в теплое время года носили длинные, до колен, домотканые рубахи из крапивного холста, с отложным воротником и вышивкой на груди и подоле. Позже появились домотканые рубахи-косоворотки.

Обувь и головные уборыМужчины и женщины носят пимы (кисы) из камуса с меховым чулком. Меховую шапку в форме капора мужчины надевают редко, независимо от времени года. В старину ханты волосы не стригли: считалось, что в них сосредоточена вся сила воина и охотника. Мужчины разделяли их на прямой пробор, связывали в два пучка и обвивали цветным шнурком.
Вне зависимости от времени года женщины носят большие головные платки с широкой каймой и бахромой. Принято набрасывать платок на плечи и голову так, чтобы концы его свободно свисали. В старину передний угол платка женщины опускали на лицо наподобие восточной чадры, чтобы закрыться от посторонних мужчин и старших родственников мужа.


ПоясКак и у ненцев, поясу и ножу ханты придают особое значение. Пояс из коровьей кожи украшают костяными вставками из оленьего или лосиного рога. К нему прикреплялись ножны для одного или двух ножей: обычного, ножа-шила или ножа для скалывания льда с нарт.
У хантов был обычай в случае смерти представителя рода снимать пояса и подпоясываться обычной веревкой. Таким образом остальные понимают, что в семье случилось горе. Мужчины носят веревку пять месяцев, женщины — четыре.

СахЖенщины народа хантов носят распашную ягушку (сах). Зимний вариант двухслойный, сах можно шить из оленьих, заячьих, беличьих шкур или утиных, гагарьих и лебединых шкурок.

Туники и платьяХантыйские женщины также носят рубахи-туники, расшитые красной и синей шерстью, платья с кокеткой, сборками и широкими воланами. Праздничные наряды были из шелка и атласа — однотонных или с мелким рисунком. Главными праздничными украшениями были полукруглые ожерелья из бисера, головные обручи с бисерными нитями, нарядные ленты, подвески для кос.

Национальная одежда селькуповГлавная зимняя одежда селькупов — парка. Это распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. В сильные морозы поверх нее надевают сокуй — это глухая (то есть без разреза) меховая рубаха с капюшоном. Парку у селькупов носят и мужчины, и женщины, сокуй — только мужчины. Под парку мужчины надевают рубаху и штаны, женщины — платья из ровдуги (оленьей замши) или ткани.
Обязательный элемент селькупской одежды — пояс, защищающий от холода и нечистой силы. На поясе часто вышивают ромбы — символ жизненной силы и благополучия.
В отличие от мужчин, селькупские женщины до второй половины XIX века пояса не носили. Потом их стали делать из ткани или цветных ниток. На каждом поясе были крепления для ножа и наперстка.


Зимние пимы (кисы) шьют из двух частей. Нижнюю часть делают из камуса, а голенище — из оленьей или рыбьей кожи. Кисы подвязывают под коленом ремешком. Зимой ступню обертывали сушеной травой, а позже стали надевать носки из собачьего меха. Летом селькупы носят на ногах «чирки» из ровдуги.
Летом мужчины-селькупы надевают картуз, зимой — шапку-ушанку или теплый капор с основой из оленьего меха и верхом из лапок пушных зверей. Рукавицы у селькупов двойные: внутренняя часть — вязаная, верхняя — из оленьего камуса или собачьей шкуры. Существовали также специальные трехпалые рукавицы для стрельбы из лука.
Селькупские женщины славились изготовлением так называемого сборного меха. Много лет женщина копила лапки белок, соболей, горностаев, песцов. Затем выделывала их и сшивала в большое меховое полотно. Из него шила длинные шубы для себя, мужа и в обязательном порядке для невесты сына. Такие шубы считались семейной ценностью и передавались из поколения в поколение.


Оставить голос за конкурсанта