Автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации "Известия Мордовии"
Мордовка в сладкой "семье народов"
«Национальный колорит»
Историю можно изучать по книгам, а можно… В селе Тарасово Атяшевского района ветеран педагогического труда Ольга Антоновна Свойкина, о которой я уже рассказывал читателям, превратила свое жилище в музей истории. Его «залами» стали не только комнаты дома селянки, но и надворная постройка.
Сокровища из прошлого хранятся и в деревянном сундуке, что еще в конце 19 века привез для молодой жены с Макарьевской ярмарки прадед Ольги Свойкиной. Кроме лубочных книжек, доставшихся пращуру на отхожем промысле в Архангельском крае, много в сундуке и старинной эрзянской одежды и вышивок, которым, наверняка, не меньше двух столетий.
Когда-то Ольга Антоновна хранила в сундуке и открытки, почтовые марки, за которыми ездила и в Москву. Еще в школьные годы начала собирать она спичечные коробки с наклеенными на них этикетками. Спичечными коробками набила она даже два, называемых в народе «китайскими», мешка. Но бабушка Ольги, посчитав коробочки из тонкой березовой фанеры за обычный хлам, растопила ими печь. Об этой потере собирательница раритетов не перестает сожалеть и сегодня. «Ведь на спичечных этикетках, - говорит она, - была, считай, история страны и человечества».
Ольга Антоновна любит сладкое, но, даже ограничив себя в нем, продолжает собирать фантики от конфет. Во времена СССР на кондитерских фабриках сладости «пеленали» не только в обертки с фруктами и ягодами, но и в линейки тематических фантиков. Гордость Ольги Свойкиной - обертка от карамели «Мордовка», которую тоже можно считать исторической ценностью. Такую карамель в коллекции "Карамель «Федеративная» в первые годы создания СССР начала выпускать кондитерская фабрика «Красный Октябрь». В большом наборе у каждой сладости было свое название, которое обозначало ту или иную национальность. Стоит заметить, что фабрика и в досоветские времена, когда называлась еще «Товарищество «Эйнем», представляла на фантиках и коробочках со своей сладкой продукцией национальный состав России. И даже выпустила коллекцию какао и шоколада «Типы народов земного шара». Правда, на обертках времен Российской империи рисовали представителей привилегированных слоёв общества, а простого народа на них не было.
Так что в новое уже время коллекция «Карамель «Федеративная» стала для переименованной фабрики продолжением дореволюционной ее традиции. В этой коллекции у изображений на конфетных обертках представителей разных народов, населявших первое в мире государство рабочих и крестьян, была, скорее, пропагандистская цель. Кондитеры, конечно же, не без подсказки «сверху», знакомили население огромной страны с соотечественниками в разных ее уголках. На фантиках художники нарисовали одетых в национальные одежды представителей народов Кавказа, Средней Азии, Урала, Поволжья… Миниатюры посвящены представителям даже немногочисленных народностей, среди которых лопари (саамы). На фантиках можно встретить и такие названия, как «малорос», на которое сейчас обижаются украинцы, и «сарт» - раньше так называли оседлых узбеков и равнинных таджиков. Не была выделена отдельно лишь русская национальность. Если не считать, конечно, знаком внимания к ней, как к отдельному народу, фантики "Русские красавицы" – с девушками в национальных костюмах на фоне деревенских изб, и «Рязанка». Правда, непонятно, отчего рязанцы в лице их прекрасной представительницы обозначены на конфетной миниатюре не как русские, а отдельная национальность? Сейчас на этот счет есть много разных версий. Кто-то на фантике с рязанкой видит татарку из окрестностей города Касимова, а кто-то женщину малочисленной народности меря, представители которой сами себя давно уже называют русскими.
Валентин ПИНЯЕВ.




Оставить голос за конкурсанта