Тему этого очерка навеяло стихотворение «Дума о сельской жизни», которое сочинил уроженец села Старое Ардатово Ардатовского района Эдуард Мамаев. Оно на эрзянском языке, но главную мысль автора легко изложить в прозе на русском. Он написал, что еще недавно нельзя было и представить, что в деревнях повсеместно станут разбирать русские печки, которые, видно по всему, сейчас мало кому уже нужны. В сельской местности редко теперь увидишь дым из трубы, по которому можно определить даже направление ветра, а в домах - только что из печи ароматный хлеб на столе, который с большой любовью к своей семье испекла сама хозяйка. Было в отечественной истории время, когда, сельским жителям запрещали держать коров, и даже вообще заниматься личным подворьем. Но чтобы деревенские добровольно отказывались от печки в доме, такого никогда раньше не было. Хотя, нужно заметить, тогда не было в повседневном сельском и даже городском быте чего-то и другого, что сегодня в нем уже есть и продолжает появляться. Например, солнечных батарей для освещения и отопления. Или природного газа, приход которого в села и стал вытеснять из домов печи и печки.
Технический прогресс не остановить, да и не нужно пытаться это делать. Но современные технологии, как заметил публицист Алексей Дмитриев, имеют ту особенность, что они всегда опираются на другие современные технологии, и эта цепочка тянется и тянется, превращаясь в бесконечность.
Бесспорно, газовые котлы для отопления жилья - замечательное изобретение человечества. Но их делают на высокотехнологичном производстве, при поломке отремонтировать можно только в специализированной мастерской, установить, подключить и обслуживать могут только специалисты с высокой квалификацией. Есть немало и других факторов, которые подтверждают, что дом с современными системами отопления можно называть автономным лишь до поры, пока они будут исправно работать и не дадут сбой.
«Зачем помощницу ломать?»
У супругов Анны и Алексея Старостиных из деревни Пиченейка Атяшевского района нет и не будет уже в доме природного газа, поэтому они продолжают отапливать свое жилье дровами, на которые распиливают и поваленные посреди улицы ветром состарившиеся деревья. Газовая труба, дойдя до Пиченейки, почему-то прошла дальше поперек села, не зайдя ни в один из его домов. Анна Старостина, которая вместе с мужем остаются теперь в Пиченейке единственными жителями, бывая в соседних Киржеманах и Челпанове, видит, что большинство жителей и этих сел с появлением в них газа тоже сломали печи и печки в своих домах. «Жаль, конечно, что газ нам уже не проведут, - говорит она. – Но если даже он у нас был, я от русской печки все равно бы не отказалась. Без печи, как и без хозяйки и кошки в нем, любой дом на селе нельзя себе и представить. Печь в доме, я считаю, самая надежная для отопления не только у русских, но и всех народов и времен. Ее можно топить чем угодно, поэтому не нужно думать, будет ли завтра или послезавтра в доме природный газ. Не понимаю людей, которые, устанавливая у себя газовый котел, ломают в нем печь даже в очень просторных домах . Чем она помешает? Все равно ведь нужно будет ладить для АГВ трубу, а у печки она уже есть. К тому же, печку тоже можно переделать для отопления природным газом, и большого труда такая переделка не потребует».
А главное, считает Анна Старостина, в том, что приготовленную в печке еду никак не сравнить с той, которую варят на газовой плите. «И хлеб, если есть дома русская печь, тоже всегда будет свой!», - говорит она.
И герой труда любил полежать на печи
Во время душевной беседы с Анной о русской печке, из которой она достала и поставила на стол наваристые мясные щи с капустой, я вспомнил, как этой весной в Атяшеве отмечали юбилей Героя Социалистического Труда Александра Трофимовича Куняева. В Атяшево, где он работал первым секретарем райкома партии, Куняев переехал вместе с семьей из села Дюрки. Жил в районном центре в отдельном доме, в котором сразу же после переезда попросил сложить русскую печь. Когда приглашенные на юбилей гости приходили в дом Куняевых, в котором сегодня музей знаменитого мордовского агрария, его дочь Анна Александровна Усанова рассказала, что в этой печи ее мама Нина Михайловна часто пекла разные пироги и варила рассыпчатую кашу, которую больше всего любил из повседневной еды Александр Трофимович. А зимой, когда на улице особенно лютовал мороз, Герой Социалистического Труда, занимавший в свое время даже пост заместителя Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, не считал для себя зазорным погреться на печи, и от простуды лечиться на теплых кирпичах домашнего очага.
Как и автор стихотворной «Думы о сельской жизни» Эдуард Мамаев, Нина Кузьминична Карасева тоже родом из Ардатовского района, где и проживает в селе Кученяево. Она не представляет своей жизни без русской печи в доме, возле которой познала много секретов выпечки ароматных караваев. Особенно прославилась Нина Кузьминична как мастерица по выпеканию ржаного хлеба, который ей заказывают даже из Москвы. В отличие от того, который под видом ржаного предлагают сейчас в магазинах, хлеб Нины Карасевой действительно натуральный и естественного темно-серого цвета. Коричневый цвет магазинному ржаному хлебу придают добавлением в тесто солода, а Нина Кузьминична печет свои караваи без такой добавки, они у нее только из ржаной муки и собственноручно приготовленной опары. «Пробовала и я, - говорит женщина, - испечь хлеб в духовке газовой плиты. При большом старании и умении он и в ней, конечно, получается, но самые привлекательные на вид и аппетитные караваи хоть пшеничного, хоть ржаного хлеба не испечь без русской печи. А уж о пирогах и говорить не буду».
Мнение печника
Сокровищем любого сельского дома называет русскую печь мастер печных дел из Дубенского района Андрей Никитин. Он говорит, что печь в любом сельском доме должна быть, но совсем не обязательно – больших размеров: «Если семья небольшая, и нет у ней домашней живности, для которой надо греть воду и варить корм для скотины, достаточно и небольшого очага с лежанкой для одного человека. Знающий свое дело печник и такую запросто сложит. Это вы должны ему сказать, каким хотите видеть свой очаг. А он, как человек творческий, обязательно воплотить в кирпиче и глине вашу задумку».
Но люди состоятельные, у которых просторные хоромы, чаще всего просят сложить им большую печку, говорит Андрей. «У меня и у самого в доме их две, и ни одна не остается без дела. Первую сложил в самом начале своего приобщения к печному делу, и она для меня до сих пор как первая любовь. С обратной ее стороны у меня камин и голландка. В печи моя Ольга Гавриловна печет хлеб и варит щи, готовит жаркое. Голландка греет зимой наш дом, а камин в любое время года словно островок семейного уюта собирает нас всех вместе».
Американцам печь – не по зубам!
Закончить свой очерк о вымирающей у себя на родине русской печке хочу тоже словами о ней Алексея Дмитриева: «Великая англо-саксонская нация, создавшая всю Западную цивилизацию, не смогла выработать ничего подобного и до сих пор мерзнет у своего дымящего камина. От этого потянулась привычка к жизни в холодных помещениях, до сих пор приводящая в уныние наших людей, заброшенных судьбой в Лондон или Бостон… Вообще, русская печь, это мировой, как сейчас говорят, брэнд, извините за выражение. Спросишь — «У тебя печь какая?» Отвечают с гордостью — «Русская!» И это максимальный балл — не американская же, в самом деле!»
Валентин ПИНЯЕВ