Национальная премия «Моя Земля – Россия»
Номинация: «Национальный колорит»Конкурсный материал «Село – моя стихия» (на эрзянском языке)(Гармонист-частушечник, автор собственных частушек на эрзянском языке,«самородок» из села Семилей Кочкуровского района Владимир Завьялов рассказал о любви к селу, вне которого не представляет своей жизни, и культуре).
Выход в эфир национальной радиопрограммы «Вайгель» («Голос») 10 сентября 2024 года
Ссылка на эфир: https://vaigel.ru/shows/moya-stihiya-selo/
Автор: Ольга Шабанова, Республика Мордовия
Аннотация. Интервью с «самородком», гармонистом-частушечником Владимиром Завьяловым из села Семилей Кочкуровского района. Молодой человек стал постоянным участником всех национальных фестивалей и праздников, которые проходят на территории республики Мордовия. Владимир – парень колоритный. 2 метра ростом и 200 кг весом, широкая душа – он не мог не привлечь внимание жителей республики. В эфире мы знакомим слушателей с молодым человеком, любящим село, свою культуру и родной эрзянский язык. Владимир не представляет себя жителем города. Он гордится сельским происхождением, радует семилейцев и кочкуровцев своим творчеством, сочиняет и исполняет частушки на родном языке. Мечтает, чтобы культура в целом и национальная культура в частности процветали.А еще Вова держит корову Зорьку, которая обеспечивает хозяина молочной продукцией.В студию радиопрограммы «Вайгель» Владимир пришел с гармонью и исполнил частушки собственного сочинения. Перевод радиоматериала с эрзянского на русский языкДорогие радиослушатели, в эфире радиопрограмма «Вайгель» (авт.: с эрз. «Голос»). Меня зовут Ольга Шабанова. В наше время молодёжь делает выбор в пользу городов. Молодые люди уезжают из сёл, оставляют отчий дом и едут в большие города: кто-то – учиться, кто-то – работать, а кто-то – в поисках «хорошей» жизни. Не многие из них остаются в сёлах, и посвящают этому жизнь. Однако найдутся среди них те, кто ни за что на свете не променяют свою жизнь в селе на жизнь в городе. Сегодня в нашей студии гость. Его зовут Владимир Завьялов. Он приехал к нам из села Семилей Кочкуровского района. Думаю, многие в последнее время стали замечать его на различных фестивалях, которые проходят в Мордовии. 2 метра ростом, 200 кг. весом – думаю, многие задались вопросами: «Кто это такой?», «Откуда он приехал к нам?».И вот сегодня Владимир Завьялов у нас в студии. Будем знакомиться. Село и жизнь на земле – моя стихия– Здравствуй, Вова.
– Здравствуй, Оля.
– Расскажи немного о себе: где родился, где учился?
– Я родился в кочкуровском селе Семилей. Сначала окончил 9 классов в Семилейской сельской школе, а потом уехал в город. Окончил Саранский строительный техникум. Потом работал в своем селе, в местном аграрном предприятии «Норов».
– Там по строительному направлению или по какой-то другой специализации?
– Нет. По аграрному направлению. Работал с животными. А строительное… Ну, пригодилось, конечно, но не сильно.
– Что дальше? Потом что окончил?
– Потом мне предложили поступить в Кемлянский аграрный техникум по направлению «Ветеринария». Поступил. Хорошо ли, плохо – окончил.
– А в настоящее время по какому направлению ты работаешь? Связано ли это как-то с ветеринарией?
– Не связано. Так-то я работаю в детском садике «Цягадайка» (с эрзянского языка «Непоседа», «Озорник») в нашем селе Семилей, сторожем.
– Вов, ну, несмотря на это, ты все равно, так или иначе, связан с ветеринарией. Мы в курсе, что ты держишь свою корову, а в последнее время коров никто не держит, стада не пасёт. Расскажи, почему ты ее купил? Что тебя к этому подвигло?
– Ну, желание у меня было всегда. С детства я рос на коровьем молоке. Масло, творог, сметана – всё своё ели. Ну, и я решил продолжить бабушкино-дедушкино дело. Накопил денег. Поехал выбирать. В одном, втором месте… И в третьем месте корова сама подошла ко мне. Взял ее и привез домой. Теперь уже третий год, как я держу корову. Ем молоко, творог, масло – всё своё, домашнее.
– А как корову зовут?
– Зоря.
– А сколько раз в день доишь ее?
– Два раза: утром и вечером.
– Так. Значит, молоко, творог сам делаешь, сыр делаете. Что еще? Чапамо ловсо (авт.: традиционное эрзянское блюдо – как томленое кислое молоко) делаете?
– Сыр делаем, но только для себя. Для семьи.
– Чапамо ловсо?
– Чарпамо ловсо тоже готовим.
– Соседи, наверное, покупают?
– Ну, соседи больно не покупают. Сами съедаем всё. Я люблю. Я – человек большой, ем много. Нравится.
– Тяжело в наше время содержать корову? Всё же это большое животное.
– Ну, ты знаешь, Оль, наши сельчане, молодые люди, они не больно-то держат коров. Они брезгуют, потому считают, что в наше время это никому не нужно, не современно. А вот попить молоко и поесть молОчку любят все. Потому что домашнее, натуральное, жирность высокая – а это же очень хорошо. Справляюсь.
– А что именно нужно для того, чтобы корову содержать в соответствующих условиях? Корм покупаешь? Или сам заготавливаешь?
– Да по-разному: что-то сам заготавливаю, а что-то покупаю. Есть люди, у которых можно купить.
– А где корову держишь летом? В поле отводишь?
– Да, летом на поле, рядом с травкой, а зимой – в хлеву.
– Есть еще какая-то скотина, кроме коровы?
– Всё. Только корова и куры.
– И тебе это нравится самому? Всё же ты парень еще молодой. Тебе даже тридцати нет еще.
– Нету. Но мне это нравится. Это идёт уже с детства. Как говорится, в крови. В городе я не могу жить. Это не моё. Моя стихия – это село и жизнь на земле.
В деда: и ветеринар, и артист– Теперь перейдем ко второму вопросу, ко второй части нашей беседы.
Ты живешь в селе. Но твоя жизнь связана не только с сельским хозяйством и работой. Ты уделяешь много времени и культуре: популяризации культуры своего народа, чтобы о ней знали, не забывали.
В последнее время ты принимаешь постоянное участие в фестивалях, где любишь петь и играть на гармони. Откуда у тебя творческие навыки, от кого?
– Да не от кого. Я уже с детства мечтал научиться. Маме говорил, дедушке – всем. Говорю: «Хочу научиться играть на гармони!». Но тогда денег больно-то не было, чтобы позволить купить такой инструмент и начать учиться. А вот теперь, когда вырос, сам купил и начал учиться. Сначала частушки, а теперь уже, потихоньку, и песенки осваиваю.
Хотя… Хотелось бы сказать, что петь я начал еще со школы. У меня был очень хороший учитель по музыке – заслуженный баянист РМ Литяйкин Виктор Сергеевич. Это очень хороший человек. Отличный баянист и гармонист. Мы с ним постоянно пели, плясали на различных праздниках. А если что-то у меня не получалось, он всегда бранил: «Ах, Вова! Не так поешь. Слушай немного». Указывал на оплошности и говорил, как правильно. На правильное русло направлял.
– В общем, можно сказать, что Виктор Сергеевич внес вклад в твое творческое развитие.
– Да, он помог в некоторой степени. Потому что он аккомпанировал нам всегда.
– А потом? Когда учился в Строительном, в Аграрном на «Ветеринарии» в Ичалках?
– Ну, я принимал участие в культурной жизни и Строительного техникума, и других учебных заведений, но не так уж и часто.
– Но там же была самодеятельность? Как, впрочем, и во многих других заведениях.
– Была. Но не такая уж насыщенная.
– Ну, смотри. Когда ты ушёл со школы, далее учился в техникумах. Там ты не уделял большого внимания пению. Как же ты возобновил творческую деятельность?
– Это уже было после. Меня пригласили принять участие на празднике в наш сельский Дом культуры в Семилее. Они позвали меня на «Тундонь ильтямо» (авт.: с эрзянского – «Проводы весны»): «Вова, пошли!». Ну, а Вова что? Взял со своего гардероба костюм, видео такого нет нигде, потому что нет в этом необходимости (авт.: улыбается собеседник), чтобы все это видели. В наряде цыганки я был. Кто как, в общем. И по селу вместе с гармонью пошли развлекать народ, веселить: петь, плясать с ними. Народу весело было. Как говорили наши бабушки-дедушки, гармонь звучала и в военное время, и пусть и сейчас она звучит.
– И, получается, с тех самых пор ты приобрел себе гармошку, и потихоньку начал играть.
– Да, тогда начал потихоньку играть. А до этого я, наверное, уже лет пять не выходил на сцену вообще.
– А, то есть до этого момента?
– Да, вообще не выходил. Вообще не пел. А теперь у меня будто зов сердца: «нужна сцена, чтобы тебя люди видели, чтобы заметили».
– Но в твоей семье, я бы не сказала, что совсем нет тех людей, которые были бы связаны с культурой. По моим воспоминаниям твоя мама тоже работала в культуре, в сельском клубе.
– Работала, работала. В старом клубе она работала.
– Дед твой тоже, мне кажется, поет.
– Ну, дед только поёт. А так он работал по ветеринарному направлению.
– Вот, кстати. Все же в ветеринарном направлении у вас династия получается.
– Он всегда работал в ветеринарном направлении. Очень много лет. И вот теперь на пенсии. Но все равно люди обращаются: «Иван Иванович, приходите, пожалуйста, вылечите». Приходит, не кому не отказывает.
– И всё же выходит, что ты пошёл в деда.
– Всё, как говорят, идёт по династии.
– Да, по династии. Видишь, и дед у тебя и в ветеринарии, и поет, и ты тоже и поёшь, и с ветеринарией связан.
– Есть такое.
Друзья, вы слушаете радиопрограмму «Вайгель». Напомню, сегодня у нас в студии гость. Это гармонист-частушечник Владимир Завьялов. Он приехал к нам из села Семилей Кочкуровского района. Ранее в эфире он рассказал нам о любви к селу, о содержании коровы и о том, откуда у него проявился талант к игре на гармони. Продолжим разговор.«Культурная» жизнь гармониста-частушечника– Расскажи, в каких фестивалях ты принимаешь участие? Вот даже этим летом, например, где ты был? Чем удивлял?
– Ну, в этом году где я был… Началось всё с «Играй, гармонь». Сначала мы представляли себя в зональном туре. Как вы знаете, наш еще один Кочкуровский баянист Николай Старкин и я, Владимир Завьялов, ездили на зональный тур в Атяшевский район. И представили свое творчество там. В региональный этап прошёл я. Меня взяли на гала-концерт. И 6 апреля 2024 года я уже был на гала-концерте, где отстаивал честь своего села – села Семилей.
– И там, помнится, ты взял место?
– Да, место взял. Лауреатом первой степени я стал в номинации «Лучший поющий гармонист».
– Что ты там исполнил?
– Спел частушки. И так и повелось. Меня везде стали указывать: и в газетах, и на телевидении. Везде гармонист-частушечник Владимир Завьялов. Там я пел только частушки.
– А на гармошке ты с какого возраста, получается, играешь?
– С 25 лет. Именно тогда я взял в руки гармонь. Купил её зимой. И потихоньку начал учиться. Пробую-пробую – не получается. Выкину. Всё! Не буду больше. Не нужна она мне. Продайте обратно. А потом, когда время проходило, вновь брал гармонь в руки. Ну, а теперь уж, как видишь, играю и а фестивалях, и везде…
– Ну, смотри. Когда ты купил гармонь, получается, что на тот момент ты не учился нигде. Ты как решил начать играть?
– Не учился.
– Смотрел мастер-классы в интернете?
– Нет! Всё, вот видишь (авт.: показывает на уши), ушами слушал. Ага: кто-то так играет, а кто-то эдак. Откладывалось в памяти. И я уже сам начинаю подбирать: так – не так. И пошло-пошло потихоньку…
– То есть, так сказать, ты сам…
– .. как самородок. Самородок. Как выходец из народа.
– Да это еще и удивительнее! А теперь ты решил это умение, эту творческую способность развить, сделать из себя профессионала. И ты поступил в этом году в Институт национальной культуры.
– Да, уже поступил, прошел вступительные испытания.
– На какое отделение?
– На сольно-хоровое прошёл. Народное пение. Поставят голос, как следует, и научат играть намного лучше.
– Вов, а ты сам не заметил, с какого момента люди «заметили» тебя?
– Как заметили? Это было в прошлом году на гала-концерте фестиваля «Шумбрат, Мордовия!». В 23-ем году это было. Я пришел туда как зритель. И тут другие районы республики начали играть на гармонях. Я говорю: «Пойду и я попою потихоньку». Здесь я взял в руки гармонь, благо, у них оказалась с собой запасная. И начал играть, петь. И тут меня заметили. И так потихоньку пошло, пошло, пошло. И теперь, вот видишь…
– Ну, если говорить напрямую, мне кажется, Вов, что изначально на тебя обратили внимание из-за твоей внешности. Ты такой большой, высокий, крепкий – эрзянский парень настоящий. Наверное, это тоже сыграло свою роль, скажем на русском.
– Ну, может, и сыграло. Согласен с этим.
– И вот то, что идёт изнутри. Тот свет, который ты излучаешь, то настроение, пожалуй, тоже сыграли роль. Твой задор и такая широкая душа, так сказать.
– Есть такое тоже.
– И вот с тех пор тебя приглашают и на различные праздники района…
– И в районе везде я…
– … и теперь уже и в республику стали приглашать…
– … и на республиканский уровень вышел. Вот недавно, взять, прошел фестиваль «Мы вместе!». И там я тоже представлял наше село Семилей. И очень хорошо, что я там побывал. Со многими хорошими людьми из других сёл познакомился, пообщался. Это очень хорошо, что культура процветает, а не стоит на месте. Она же не должна останавливаться. А должна двигаться вперед, вперед и вперед. И нам не нужно допускать того, чтобы она остановилась или ушла назад. Культура должна процветать: петь, плясать. И гармонь должна быть настолько звонкой, чтобы ее слышали даже в соседних сёлах.
– Как я понимаю, у тебя нет желания переехать в город, а лучше останешься в селе?
– Да. В город я не хочу совсем. Потому что я привык работать на земле.
– Там у тебя есть коровушка, которая тебя ждет?
– Это всё моё.
– Ты с удовольствием идешь на любое мероприятие? Вот даже в селе которые проходят.
– Я иду с удовольствием. Это открывает мне сердце. Я пою с душой для людей, чтобы им нравилось меня слушать.
– Потому что смотри. В сёлах есть такое дело, что многие стесняются. Кто-то не наденет на себя что-то, а кто-то не будет петь ту или иную песню. А вот ты не стесняешься. Ты можешь всё что угодно надеть на себя на любой праздник: Проводы весны, Пасху, День Победы. На каждом празднике ты – постоянный участник. И всё, что тебя не попросят, ты сделаешь.
– Ну, как сказать. Стесняться не нужно. Мы все – выходцы из села. Кто что умеет, то и умеет. Как говорится, кто на что горазд: поём, танцуем, наряжаемся.
Даже вот в этом году мы проводили в Старых Турдаках вместе со Спиркиной Натальей Борисовной «Большие проводы весны». Туда я приглашал своих друзей. Это Гаврюшин Сергей Александрович из г. о. Саранск. Это гармонист-баянист один из лучших. Приезжал к нам тоже гармонист из Татарской Пишли Равиль Кулаев. Сергей Глухов со своими знаменитыми в Мордовии лаптями с мастер-классом тоже приезжал в Старые Турдаки. Он рассказал, как раньше плели лапти, и какие делали обереги людям в дома и сараи, чтобы все складывалось хорошо. Ну, и так как он мой друг, он подарил мне три оберега. Я их везде развесил: и в хлеву среди коров, и дома, и в машине вожу третью.
– Вов, как? Тяжело или легко тебе дается учить какие-то частушки, сценарии, песни? Что тебе нравится больше: петь на русском или эрзянском?
– На всяких языках – везде легко поётся. Потому что я и эрзя, и русский человек тоже. Всё пою.
– Где проходят репетиции? Когда учишь песни, номера?
– Песни учу и дома, когда время есть, и в Семилейском доме культуре: на сцене, в музыкальном классе.
– Песен народных на русском языке много все знают. Давай лучше поговорим о тех, которые на нашем родном, эрзянском, языке. Откуда ты берешь песни и частушки?
– Частушки я собираю… по селу хожу, например. В Старую Пырму еду, к бабушкам. Расспрашиваю их. Они говорят: «Ага. Иди к Клавдии Петровне, скажем так. Она знает много старинных частушек». Захожу к ней. Так и так – объясняю ситуацию. Она мне: «Гармошка есть у тебя? Тогда буду петь». «Есть», – говорю. Иду за ней в машину, беру, возвращаюсь обратно. Поём. Частушки записываю себе в тетрадь. Также записываю, кто исполнил, с какого села. Всё. Так частушки у меня и копятся. Я их собираю.
– То есть ты собираешь сборник?
– Сейчас у меня их собралось уже 1,5 тысячи где-то. Как сказать. Я их все помню. Но эту тетрадь я берегу, и я ее никому не показываю.
– А, ну, она есть у тебя. И ты хранишь её как ценность.
– Да, она моя.
– Наверное, когда-то придет время, когда ты отдашь её куда-то в архив, музей, чтобы ее сохранили?
– Не отдам. Никому. У меня в доме будет лежать.
– Даст Бог, жена у тебя будет, дети. Им отдашь!
– И им не отдам! Со мной уйдёт.
– Понятно. На ближайшее время какие у тебя планы?
– Хотелось бы, чтобы наша народная культура развивалась, не останавливалась на достигнутом. Молодежь чтобы приходила в культуру работать. А не только пожилые люди с нами работали бы, но и молодые люди. Чтобы также приходили, пели, плясали, участвовали в сценках. Чтобы без проблем могли преобразиться в цыганку или другого персонажа. У меня у самого дома целый гардероб.
Исполнение частушек– Ну, что, Вов. Теперь, пожалуй, ты порадуешь наших слушателей своих пением, и исполнишь нам несколько частушек на родном языке?
– (авт.: Владимир исполняет частушки в студии на гармони. Перевод дословный)
*****
Весело делаем дела
В «Норовских» (авт.: агрохолдинг в Семилее) полях
Как только выйдем на работу все вместе.
*****
Ёлочки, сосёночки
Зелёные, колючие.
В Кочкурове девчоночки
Весёлые, певучие.
*****
По середине села пройду
С гармонью в руках.
Здесь спою, а там станцую
С красивыми девушками.
*****
Пой, пой, гармонь
Пой получше.
Семилейские молодые девчонки
Слаще конфеток.
*****
В Семилее я живу,
В Семилее я родился.
Как женюсь здесь,
В Саранск не поеду.
*****
На гармони пел
Бравый эрзянский парень.
Перед ним танцуют
Да мокшанские хорошие девчонки.
Вот как-то так.
Пожелания– Что ты пожелаешь нашим слушателям?
– Желаю здоровья, и чтобы всё было хорошо. Всем до новых встреч.
– Спасибо, Вова, за беседу. Она получилась, как мне кажется, очень интересной.
Дорогие слушатели, а я напомню, в студии радиопрограммы «Вайгель» был гость – гармонист, исполнитель частушек Владимир Завьялов.