Ай, ромалэ! Ай, чавалэ!
Необычный праздник представители этноса, имеющегося во всех странах, отмечают 8 апреля – Международный день цыган
Елена ГЛАГОЛЕВА
У одних они вызывают любопытство, других вдохновляют их песни и наряды, а третьих они и вовсе пугают. Одно можно сказать точно: уникальный народ вызывает смешанные чувства. Равнодушным к цыганам точно никто не остаётся! Эта свободолюбивая и, отчасти, бесшабашная народность – часть и нашей многонациональной страны. С одним из представителей этнической группы мы сегодня познакомим и вас!
В ТАБОРЕ
Далеко немногие знают, что такой национальности, как цыгане – не существует. Это собирательное название нескольких этнических групп, распространённых по всему миру. Себя цыгане называют рома или ромалэ. И вот это пресловутое «ро» слышится во всех их песнях и разговорах. Цыгане в основном живут кланами, то есть роднёй. Название каждого клана состоит из фамилии родоначальника и обязательно заканчивается слогом «ро».
Алексей Бобрович из посёлка Берёзовый Новосёловского района представитель клана Бобровиченгеро. Он – полукровка: отец Алексея цыган, а мать – наполовину полячка, наполовину литовка. Родители познакомились в Красноярске.
– Моя бабушка по отцу неудачно вышла замуж. За цыгана, – рассказывает Алексей Юрьевич. – Они кочевали, несколько детей у неё умерло. Потом она разочаровалась в своём муже и перестала за ним ездить. Когда родился мой отец, она уже жила по-русски. Работала в колхозе.
Однако цыганские корни дали о себе знать. Кровь заставляла быть свободным и счастливым. В начале 90-х годов отец Алексея – Юрий – всю свою большую семью с пятью детьми увёз в табор в Черногорск. Там жили несколько кланов, целых четыре улицы цыган.
– Мне тогда было девять лет, – вспоминает наш собеседник. – До этого времени я редко видел людей из своего народа. Да, я знал, что отец – цыган. Братьев двоюродных знал, но особо мы не пересекались. Наш клан собрался там практически весь. В таборе я и научился культуре, обычаям и быту своих предков, узнал о традициях и выучил язык. Из нас пятерых только я умею хорошо говорить на цыганском. Мы считаемся уже русскими цыганами. Отец-то у меня чёрный, как головешка, да кудрявый, видно за версту. А посмотрите на меня – я ведь белый, кровь матери перебила цыганскую. Шесть лет мы прожили в таборе, а потом переехали сюда.
ОБМАНОМ ЖИТЬ
Главное качество этого кочевого народа – свободолюбие. Фразу «цыганская душа» применяют относительно свободолюбивых людей. Ещё один распространённый стереотип – нежелание цыган зарабатывать на существование своим трудом. На этот счёт существует легенда, которую, скорее всего, сами цыгане и придумали.
– Мы передаём её из уст в уста, – улыбается наш цыган, – при этом легенда имеет несколько интерпретаций, но суть-то у неё одна. Когда римляне распяли Христа, они должны были вбить ему гвоздь в сердце. Но были пьяные, прибили руки и ноги, а вбили гвоздь в сердце или нет, не помнили. Один сказал: «Забили», второй: «Нет». Вдруг они увидели цыгана и попросили его сходить и посмотреть, а за это обещали плату. Цыган подошёл к Христу, посмотрел: мухи ползают, кровь капает. Пришёл к римлянам и говорит: «Да, да, забили гвоздь, всё в порядке». Деньги цыган получил. А когда Иисус Христос воскрес, то сказал так: «Этот народ будет жить обманами, и у него это будет получаться».
Так цыгане и жили. Мужчины постоянно что-то меняли и ходили «в дорогу» воровать коней. Причём было неважно, как ты его украдёшь, важно – откуда его приведёшь. И чем дальше ты его вёл, тем ты больше был героем, тем больше на тебя обращали внимание девушки. Женщины жили торговлей, ворожбой и попрошайничеством. Всё своё время они проводили на базаре вместе с детьми. Но со временем всё же пришлось приспосабливаться к культуре народа, с которым стали жить. Да и технологии шагнули далеко вперёд, современность заставила жить по-новому. Поэтому коренные способы получения прибыли сейчас отходят на второй план. Обрусевшие цыгане в большинстве своём стараются зарабатывать сами честным трудом.
– Уже невозможно что-то кому-то нагадать, всё есть в интернете, – смеется Алексей. – Сейчас ни в чём нет дефицита, всё в свободной продаже в любом магазине. И нет того, что бы можно было продать. Раньше наши женщины ещё занимались краской, синьку продавали, опять же теперь в этом нет необходимости, сейчас в продаже – любой колер. Жвачка – то же самое. Я хочу сказать, что, конечно, когда торговали, у наших было много лавэ (именно из цыганского языка заимствовано жаргонное слово, в переводе обозначающее «деньги»). Но я так скажу, если эти деньги не особо честные или, как мы говорим, проплаканные, то долго они не удерживаются и почему-то всегда утекают сквозь пальцы.
ПОЗОЛОТИТЕ РУЧКУ
Цыган с баулами на плечах встречали все мы. Особенно активно они ходили по домам в лихие 90-е. И, главное, с чем обычно ассоциируются люди этой национальности – это гадания и гипноз. В детстве мы боялись их, как огня. Наверное, не зря.
– Родная сестра моей бабушки занималась этим, – вспоминает Алексей. – Она имела хорошие способности. Заезжали на базар, раз в неделю на ярмарку. Она подходила к человеку, торговалась. Пока разговаривает, смотрит ему в глаза, а в это время обменивается мелочью. В итоге всё забирала. Набивали карманы и уезжали. Но у неё не было детей, замуж несколько раз выходила, и никто с ней не жил, уходил муж «в дорогу» и обратно не возвращался. Однажды и она не вернулась. Наверное, карма своё дело сделала. А вообще – это дар и дар довольно редкий. Не надо думать, что у нас каждая вторая владеет этим даром. А раскидывают цыганки карты так, как человеку нужно, при этом она смотрит в глаза и много говорит. И всё это делается, естественно, ради того, чтобы заработать.
ПОНЯТЬ ИХ СЛОЖНО…
Кстати, что касается цыганского языка. Он представляет собой смесь разных языков, ведь известно, что рома – народ кочевой, и он постепенно вбирал в себя отдельные слова и языковые особенности той местности и того народа, на территории которого находился. В настоящее время цыганский язык имеет более десяти диалектов, которые существенно друг от друга отличаются. При этом письменности у цыганского или, как они сами говорят – «секретного» языка, нет.
– Наш язык никто не преподает, и понимаем его только мы, – уверен Алексей. – Он носит бытовой характер и передаётся из уст в уста. У одного и того же слова может быть несколько смыслов. А понимаешь его только в контексте, причём слушать и говорить надо эмоционально, иначе весь смысл теряется.
…НУЖНО ЧУВСТВОВАТЬ
И эти эмоции у цыган проявляются во всём. Все же помнят их песни и пляски из фильмов. Эти яркие платья в пол, чёрные, как смоль волосы, а в них – красные цветы, стройных подтянутых парней в брюках, подвязанных широким поясом, в котором обязательно должен храниться нож. Именно через песни и танцы можно выразить свои чувства и симпатию.
– Мало этого осталось, – сетует наш собеседник. – Но некоторые кланы всё же сохраняют традиции, и мы им за это благодарны.
Но многое от своих предков нынешние цыгане всё же помнят и соблюдают. Мужчина всегда главный в доме, и это сохраняется по сей день. У цыган чётко разделяются обязанности между мужчинами и женщинами. Именно цыганки должны следить за чистотой дома, готовить, стирать. Во время застолий женщины сидят отдельно от мужчин. У девушки всегда должны быть закрыты ноги и руки, она должна олицетворять скромность. Замужние женщины обязаны носить платок.
АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА!
Замужество вообще отдельный интересный обряд. Женятся цыгане рано, но и стареет и вянет южный народ тоже рано. В 40 лет женщины уже бабушки. До свадьбы в отношениях состоять нельзя. Встречаются влюблённые, как правило, тайно. Поговорить могут только на базаре.
– Вот, к примеру, я где-нибудь её увидел, тайком поговорили, – делится Алексей, – она может и отказаться, имеет право. Но если согласилась – «испортить» её нельзя, и мы оба об этом знаем. Если мы понравились друг другу, то она даёт слово, а я об этом рассказываю родителям, которые тоже должны дать добро. Что-то в нас осталось из Индии, поэтому, чаще всего вот эта самая любовь случается у нас с первого взгляда. Потом родители жениха едут свататься. А сватовство это целый обряд – красивая церемония с обязательными атрибутами, национальной одеждой. На свадьбе все рассаживаются по разные стороны, начинают торговаться, это носит скорее театральный характер. Мы должны дать за невесту калым. Когда выкуп получен, то её через столы перекидывают на сторону жениха и молодые уединяются. Никто не ест, никто не пьёт. Все ждут, пока не вынесут простыню. Когда мы видим, что девушка честная, тогда есть смысл за что пить и за что есть. Тогда считается, что обряд прошёл и начинается праздник с размахом. Но это не значит, что я буду верным до конца жизни, мужчинам разрешается многожёнство.
Традиционный способ женитьбы случается не всегда. Если родители жениха против невесты или у него нет денег на свадьбу, то молодые просто сбегают из табора. Распространено это и сегодня. Так, в бегах, они должны прожить не менее двух лет. Обязательно родить одного или двоих детей и только после этого могут вернуться в табор, тогда семья их примет. А вернуться они обязаны.
ЛЮБОВЬ И СВОБОДА
Сам Алексей ведёт оседлый образ жизни. Не ворует, не гадает, не занимается гипнозом. Вопреки всем цыганским обычаям, он работает! Правда, сам на себя. Алексей Юрьевич – фермер, держит хозяйство и этим кормит свою большую семью. Его супруга (без штампа в паспорте – свобода ведь на первом месте!) не цыганка, она немецких кровей. В своё время он не женился на девушке из своего народа, потому что больших денег на свадьбу не было, отец и мать приучили его к честному труду, а им много не заработаешь. Но цыганское счастье у Алексея Бобровича есть: в его семье, как и положено цыганам, пятеро детей: Демьян, Всеволод, Тахмина, Ратибор и Амалия.
– Всё это сидит в крови, – признаётся Алексей. – Как говорится, не вытравишь из нас эту цыганщину. У меня три пацана и две девки. И это не последние, хочу ещё. В цыганских семьях мало детей не бывает – пять это минимум, чаще всего 7-9, аборты ведь запрещены. И хоть детей своих я воспитываю по-русски, жене сразу сказал, что все они будут сами решать свою судьбу. Они должны быть свободными, должны иметь право выбора. Любить друг друга! Без неё ведь никуда. Любовь не подчиняется ни обычаям, ни национальности, ни традициям и обрядам. И только она – спасёт мир!