Сагаалган к нам приходит!
Изначально кочевые монгольские племена отмечали праздник Белого месяца осенью, когда скот приносил приплод. В это время кочевники съезжались и устраивали общий праздник в честь новолетия. По одной из версий, праздничный месяц называли белым из-за обилия молочных продуктов в это время. В XIII веке внук Чингисхана хан Хубилай, вдохновившись китайской астрологией, перенес празднование на конец зимы-начало весны.
Со временем и значение Белого месяца перестало быть только «молочным»: теперь Сагаалган связан с обновлением человека и природы, очищением от всего плохого и надеждой на счастье и благополучие. Жители Усть-Ордынского бурятского округа не первый год отмечают Белый месяц и пользуются правом выходного дня. Яркие и красочные мероприятия проходят в течение месяца, как торжество национальной самобытности.
Празднование Сагаалгана делится на две части: религиозную и бытовую. В ночь накануне Нового года по лунному календарю в дацанах проходят молебны и службы в честь божеств с пожеланиями мира и благополучия, успехов в делах, а также в память об усопших.
В последний день уходящего года во многих буддийских храмах разводят ритуальный костер «Дугжууба» с подношением божеству. Считается, что в огне сгорают болезни, неприятности, несчастья и злые помыслы.
Сагаалган начинается с первого весеннего новолуния. Он наступает рано утром, сразу с восходом солнца , в этом году 10 февраля. И воспринимается не как религиозный праздник, а как семейный, народный.
У нас в семьях традиции встречи Белого месяца не так развиты, как в Бурятии и Агинском округе. Живущие здесь уроженцы соседних регионов соблюдают праздничные каноны .
- Я до 6 часов утра встаю, топлю печку, выхожу на улицу, пока тишина и воздух чистый, брызгаю молоком. Говорят- в ночь Сагаалгана с неба спускается богиня. У кого горит свет и топится печь, благословляет этот дом и живущих в нем людей на удачу, на здоровье и на все хорошее в наступающем году. Накрываю стол, обязательно готовлю буузы, белую пищу, - говорит Бэлигма Моргорова.
Для Веры Урбаевой Сагаалган также –главный праздник. И готовится она к нему согласно традициям.
- Накануне празднования навожу чистоту в доме, во дворе . Принято обновлять одежду, избавляться от ветхих вещей, чтобы попрощаться с тем, что ушло.
Готовлю алтарь, где ставлю белую пищу, блюдо с девятью ярусами сладостей, украшаю хадаками пяти цветов.
Накануне Сагаалгана встаю рано- часов в 5 утра , сразу растапливаю печь, включаю везде свет. Богиня Балдан Лхамо спускается на землю , считает всех людей, тем самым обеспечивает защиту, наделяет удачей, успехом на протяжении года. Перед алтарем возжигаю зуула- лампаду, воскуриваю санзай или адис ( благовониями), подношу чай, молоко, на улице брыгзгаю чаем, молоком хозяевам местности. В железной емкости поджигаю кизяк, сверху благовония,чтобы шел дым, воскуриваю двор, стайки для скотины.
Приезжают дети, чтобы поздравить. Обязательно поздравляют с праздником младшие старших,- рассказала Вера.
Наша землячка Виктория Мархеева прожила в Бурятии более 30 лет, наблюдала традиции «изнутри» и знает , соблюдает их даже после переезда оттуда.
- За неделю до Сагаалгана в доме обязательно прибираются, белят печи, начинают готовить бурятские молочные и мясные блюда, уголок, где установлены изображения божеств, ставят зуула. Ближе к празднику ставят далга : на блюдо выкладывают сладости в виде юрты, отдельно мясное блюдо- грудинку баранью, говяжью либо конскую, поджигают санзай и зуула. За день до Сагаалгана едут в дацан, где ламы проводят молебен почти весь день. Верующие берут с собой далга-сладости, фрукты, спиртное, молоко, чай, ставят на алтарь, после спиртное, чай, молоко подносятся божествам - ургэл. Далга освящается ламой, после чего можно забрать домой.
После молебна проводится Дугжууба-обряд очищения. Готовятся два костра-большой и малый. Дома нужно обтереться бумагой или кусочком теста, начиная со лба, затем шею, подмышки, живот, руки, ноги, символически «перенести» все болезни и предать огню.
Согласно преданиям, именно с рассветом, с восходом Солнца в каждый дом заходит божество — Балдан Лхамо, и подсчитывает всех, кто находится в доме. Считается, что Лхамо ведет подсчет только тех людей, кто бодрствует, кто проснулся, нарядился и готов встречать новый день. Поэтому принято вставать очень рано, чтобы не проспать свою удачу на будущий год. На столе обязательно буузы, мясо бухлер, творог, сметана.
В деревнях с 10 до 12 верующие едут на обоо, в дацаны. Ламы на обоо проводят молебен , освящают хий морин. Сейчас стали делать семейные хий морин. Вывешивают их на длинные шесты.
Уже после начинают навещать родственников, младшие ходят в гости к старшим с подарками, на следующий день- старшие к младшим. Итак, целый месяц,- Виктория подробно рассказала о традициях, которые прочно вошли в ее жизнь.
Олимпиада АНДРЕЯНОВА