Конкурсанты
О конкурсе
Номинации
Жюри
Призы
Карта
Вопросы и ответы
Контакты
Финал
Я - СМИ
Я - блогер
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ"ЭРЗЯНЬ ПРАВДА»
История любви осетинского парня и эрзянской девушки
«Национальный колорит»
История любви осетинского парня и эрзянской девушки
Эта история любви случилась почти 50 лет назад, затронула много периодов истории нашей страны, по ней можно даже снять целый сериал. К сожалению, мы фильмов не снимаем, но нам очень хочется рассказать о судьбах двух людей, которые, несмотря на все преграды, различия в традициях, недовольство родственников, создали крепкую семью и сохранили свои чувства до конца. И это не только любовный роман, вы узнаете, как сама жизнь лихо закручивала сюжеты, как обычаи народов, неожиданные события заставляли играть по их правилам, поэтому усаживайтесь поудобнее, наливайте чайку с осетинским пирогом или мордовским пирогом
-
панжакаем, и мы перенесёмся в далёкие 70-е годы прошлого века…
Серия первая. Встреча
Старинное эрзянское село Старое Чамзино в Большеигнатовском районе Мордовии славилось крепким хозяйством «8 Марта». Колхоз был в числе передовых, строил сельскохозяйственные объекты и дома для своих рабочих. Среди строителей были и видные красивые парни из союзных республик. Особенно выделялись осетины: статные, весёлые, разговорчивые. Приехали целыми семьями: мужчины взяли взрослых сыновей, младших братьев, племянников. Все они входили в диаспору кударцев, которая проживала в Грузии в селе Хечили. Как наша мордва делится на две этнические группы: эрзя и мокша, так и осетины себя называют дигорцы и кударцы.
Рабочие будни сменялись нечастым отдыхом, который ребята предпочитали проводить в сельском клубе, где крутились индийские фильмы и проводились зажигательные дискотеки. Что греха таить, мордовские девчата на осетинских парней заглядывались, флиртовали, чем вызывали крайнее неудовольствие местных – того и гляди, всех хорошеньких переманят, но в открытые конфликты не вступали.
Нашему герою Валериану Макиеву приглянулась молоденькая Надежда Сундукова. 17 лет было белокурой круглолицей красавице, только школу окончила, а уж какая певунья была голосистая, да первая на селе шутница. Бойкая, да себе на уме. Соберутся в компании, посмеётся над Валерианом, а домой провожать, раз, и нет её, сбежала. Надюшку пугал возраст Валериана, целых 24 года. Для 17-летней девушки семилетняя разница казалась катастрофой, да и мать предостерегала – смотри, сегодня тут, а завтра – хвост простыл, чужой всё-таки, кто знает, что у них на уме. Но осетинскому парню эрзянская девушка так в сердце запала, что всем своим объявил, пойду сватать «птичку певчую». Недолго думая, собрались в гости, чарочку прихватили, чем сразу и растопили сердце Надиного отца Захара. Тот сразу гармошку вытащил, сватов встретил, как полагается у мордвы, с широко распахнутой душой. Но вот Надежду пришлось поуговаривать, до вечера Валериан ждал от строптивой мордовочки, пока не скажет заветное «выйду за тебя»…
Свадьбу сыграли этим же летом в Старом Чамзине, и ближе к осени молодые уехали в Грузию. Новая родня встретила Надежду неприветливо: не похожа на осетинку, светловолосая, худенькая, как подросток, какая из неё жена? Но вскоре девушка растопила холодные сердца свёкра со свекровью. Была Надюша разговорчивая, работящая, послушная. Характер у девушки был лёгким, весёлым и, немного погодя, вся родня называла сноху не иначе как «наша доченька». Этому поспособствовала и хорошая весть – Надежда с Валерианом ждали ребёнка.
Тяжело давалась беременность Надюше. Селение, где они жили, находилось высоко в горах, воздух был густым, аж голова кружилась. Вместе с тем никто беременную сноху от дел по хозяйству не освобождал: она мыла полы, вручную в ближайшем ручейке обстирывала всё семейство, накрывала на столы, вытаскивала на праздники с погреба молодое вино. Однажды так спустилась, вдохнула пары и в обморок упала. Хорошо, рядом золовка оказалась, быстро вытащила. Так проходили дни семейной жизни Макиевых.
Серия вторая. Альбина
Спустя 9 месяцев родилась Альбина. Девочка росла болезненной – не подходил климат, и родители решили вернуться в Мордовию, надеясь, что там всё пройдёт и дочка перерастёт болячки. Для Валериана это был непростой выбор, ведь он очень любил свою родину. Но Надежда тоже истосковалась по родной сторонке, по родителям, по подружкам, что даже дни считала до отъезда. Это сейчас можно по Интернету и по телефону общаться, а тогда только письма писали друг другу. Звонить и заказывать переговоры приходилось ездить в райцентр, да и то только в экстренных случаях.
Действительно, приехав в Старое Чамзино, Альбина повеселела, и болезнь как рукой сняло. Она бегала по улицам, играла, нашла кучу подружек, за два месяца выучила эрзянский язык. В Грузии она до шести лет знала только осетинский, потом Надежда её научила общаться и на русском языке. Бабушка Нина, глядя, как маленькая внучка заводит друзей, улыбаясь, говорила: «Смотрите-ка, как наша горная козочка скачет!» Альбина была её второй внучкой, и она обожала свою кровиночку. В 4 годика Альбину также отправляли к бабушке поправить здоровье, так она такой «концерт» устроила, так не хотела уезжать от «сырькая», что пришлось бабулю даже в Грузию забирать, только бы успокоилась.
В Старом Чамзине Альбина пошла в первый класс и сразу показала свой горячий осетино-мордовский нрав: была заводилой в классе, верховодила не только над девчонками, но и мальчишкам жару давала. Так закалялось не только её здоровье, но и характер.Горячая осетинская кровь не давала спать и осетину Валериану, звала домой, на историческую родину, в Северную Осетию.
Серия третья. Возвращение домой
Макиевы в деревне прожили 4 года. За это время у них родилось ещё двое детей: сыновья Саша и Вова. Несмотря на мольбы Надежды остаться жить в Мордовии, Валериан снова задумал переезд, на этот раз в село Виноградное Моздокского района, что в Северной Осетии, куда возвратились из Грузии его родственники и друзья. Собрав все свои вещи, семья опять двинулась в дорогу.
Село Виноградное славилось на всю страну, в здешнем колхозе выращивали тысячи гектаров винограда, из которого в ближайших заводах делали знаменитое кавказское вино. Валериан нашёл хорошую работу, Надежда растила детей. Так прошло несколько лет. Родители Валериана тоже вернулись в Северную Осетию, но в станицу Змейская, что около Владикавказа. Макиевы тоже решили переместиться ближе к родне. Дочери Альбине в то время уже исполнилось 15 лет. Осетинские девушки взрослеют рано, и девушка, как распустившийся цветок, часто привлекала внимание прохожих. В школе же за то, чтобы проводить до дома непокорную и гордую девушку, парни устраивали нехилые разборки. Отец же периодически разгонял у крыльца особо назойливых одноклассников. Но не они его беспокоили, а разговоры о том, что Альбину собираются украсть. Да-да, в конце 80-х, в начале 90-х годов прошлого века в осетинских сёлах это было в порядке вещей. Украденную невесту же принять обратно в семью отец не имел права, по обычаям, девушка оставалась в семье часто нелюбимого человека. Этого боялись как отец, так и Альбина. Выйти замуж в 15 лет за малознакомого парня в её планы не входило, и надеяться на защиту властей в девяностые годы тоже было смешно. На Кавказе в это время начинались межнациональные конфликты. Валериан с Надеждой, как и 10 лет назад, приняли решение снова отправить единственную дочь к бабушке в деревню. Пусть она будет далеко, зато останется здоровой и счастливой. Так в 11 классе девушка вернулась на материнскую родину, пошла в выпускной класс местной школы, всё-таки надеясь когда-то вернуться в Северную Осетию. Но в жизни всё вышло по-иному. Окончив школу, Альбина поступила учиться в Саранск в колледж культуры и искусства на режиссёра. Родители и братья приехали разделить эту радостную новость. Неделя в гостях пролетела как один миг, и Макиевы собрались обратно домой. Сердце было неспокойно, по телевизору передавали плохие вести: в Северной Осетии боевые столкновения с ингушами, в республике объявлено чрезвычайное положение. Конечно, всё это началось не в один день, но как-то всё время удавалось сдерживать открытые противостояния. Теперь же, всё рухнуло в одночасье.
Валериан, недолго думая, высказал своё мнение: семья остаётся в Мордовии, а он уезжает, попробует продать квартиру, вещи и вернётся в Старое Чамзино, которое уже в течение долгих лет стало для его семьи пристанищем и светом в окошке при тяжёлых жизненных ситуациях. Надежду Захаровну взяли дояркой на ферму, и колхоз выделил многодетной семье квартиру. Вернувшись обратно, Валериан Владимирович, как много лет тому назад, устроился строителем в сельхозпредприятие.
Серия четвёртая. Дом, милый дом
Двери семьи Макиевых всегда были открыты для всех, жили они в дружбе и согласии. Валериан Владимирович, и по осетинским и по мордовским традициям, никогда не оставлял гостей без угощения. А уж в национальный осетинский праздник Джеоргуыба всегда варил мясо, ставил на стол сделанное своими руками вино и звал своих соседей и друзей. Дружил он и с осетинской диаспорой, проживающей в Мордовии, часто ездил с ними встречаться в Саранск. Кроме общения на родном языке, в эти праздники они вместе славили осетинского бога Уастырджи, который очень почитаем в народе и помогает всем путникам, болящим и обездоленным. Месяц его празднования по-осетински так и называется «Джеоргуыбайы май». Праздник продолжается целую неделю, и все эти дни осетины стараются отблагодарить своего бога различными явствами. Часто он приходится на конец ноября. В Осетии в это время режут быков, а Валериан Владимирович специально для праздника растил бройлеров, ведь свинину в святые дни есть было не положено и жертву этим мясом отдавать тоже не принято. Задача Надежды Захаровны была испечь настоящие осетинские пироги со всякими начинками. Картофджин – это картофельный пирог, в хабизджин добавляется осетинский сыр, фыдджин печётся с рубленым мясом. Первый пирог обязательно готовился в честь бога Уастырджи. Кто кушал осетинские пироги, наверное, знают, что они большие и круглые, и считаются знаками Солнца, Бога и Земли. Поэтому пирогов должно быть обязательно три, после приготовления они ставятся друг на друга, чтобы держать тепло и показать это триединство. Три пирога у этого народа пекутся во здравие. А два – на помин души, ведь покойник уже не увидит на том свете знака солнца. Два пирога теперь печёт и Надежда Захаровна, ведь прошло много лет, как она похоронила своего Валериана Владимировича. К сожалению, исполнить своё желание и увидеть родную Осетию ему больше не удалось…
Серия пятая.
Две родины
Но вернёмся немного назад и расскажем про Альбину, Альку, как её называют в деревне. Получив профессию режиссёра, Макиева вернулась в Старое Чамзино, вышла замуж, родила двух дочерей-двойняшек и работает директором Дома культуры, по-простому, сельского клуба. В Большеигнатовском районе он считается одним из лучших. Ни одно мероприятие в районе не проходит без Альбины Фроловой и её осетинских угощений. На эрзянский праздник Раськень Озкс (Народное моление), который традиционно проходит в этих местах, женщина наряжается в мордовские национальные костюмы и встречает всех не только эрзянскими каймаками и сюкорками с позой, но и осетинскими пирогами, чебуреками, хычинами, копчёным сыром. Как бы ни старались подружки повторить её рецепты, всё равно вкуснее, чем у Альки, пирогов не бывает. Смеясь, она всегда говорит, что ей помогают осетинские святые, она тихонько просит их, чтобы угощение удалось. Молится на русском языке, к сожалению, осетинский она помнит смутно, зато сейчас в совершенстве владеет эрзянским, лучше, чем коренные жители. А вот приезжая в гости к родственникам на историческую родину, что-то в памяти всколыхнётся, и Аля начинает понимать их разговор. Но такие свидания бывают нечасто. В одну из таких встреч она посетила мемориал Ангелов города Беслана, где в школе террористы убили 314 жителей, из которых 186 детей. Эта боль, эта беда навечно останется в памяти всех осетинцев, где бы они ни находились.
А недавно, кстати, судьба ей принесла один неожиданный подарок: на гастроли в Саранск приезжал цирк, в котором работает её подруга детства, вместе со всей своей семьёй. Это были незабываемые дни, как будто машина времени перенесла старых закадычных подружек в далёкие 80-е годы. О чём сожалеет Альбина, не заказала ей с Северной Осетии национальный женский костюм, но есть ещё время всё исправить. Также она мечтает собрать всю большую осетинскую, русскую и мордовскую родню у себя дома, ведь она старшая в этой многонациональной семье. «Может быть, моя мечта исполнится, когда я замуж дочерей буду выдавать», – улыбается Альбина.
У Альбины часто спрашивают, кем она себя считает сама, осетинкой или эрзянкой? Но она не может дать конкретный ответ. «Отцу было бы приятно, если бы я называла себя осетинкой, по молодости я ею себя и считала, теперь же, живя в Мордовии уже более 30 лет и общаясь на эрзянском языке, я понимаю, что во мне половина крови эрзян и от неё никуда не денешься. Никак не могу себя разделить, так как во мне течёт кровь двух великих и древних народов!»
Серия шестая. Два брата
Наше повествование было бы неполным, если бы мы не рассказали о братьях Альбины Александре и Владимире, которые мало фигурировали в нашем сериале. К тому времени, когда их родители окончательно вернулись в Старое Чамзино, старшему Саше было 11 лет, а младшему Вовчику – всего три годика. Как вспоминает Александр, за свою жизнь он поменял пять школ и везде мальчишке приходилось привыкать к новой обстановке и коллективу. Признаётся, было непросто, но себя в обиду никогда не давал. Осетинский язык он, конечно, позабыл, но ощущать себя настоящим осетином он не перестал, сказалось отцовское воспитание и та атмосфера, которую вокруг себя создавал Валериан. Пусть его и не считали чужаком в деревне – скорее всего, неординарным, и от этого ещё более привлекательным жителем.
Александр повторил судьбу отца, также женившись на мордовочке. У них подрастают дочка и сын. Александр работает в охранном агентстве. А вот Владимир свою даму сердца пока не нашёл, но у него всё ещё впереди.
Братья иногда шутят, что они осетины, свободно говорящие на эрзянском языке. Но это чистая правда.
Серия седьмая.
А что Надюша?
А Надежда Захаровна живёт-поживает, да по гостям захаживает, любят её родственники за весёлый нрав, несмотря на то, что почти 70 годочков скоро. Внуков да внучек вынянчила, можно и отдохнуть – имеет право. Как деревенская жительница, держит огород, курочек да жирного кота. Свою семейную историю примечательной или необычной не считает, говорит, что в те времена, когда все союзные социалистические республики были в едином Союзе, такие браки заключались в каждом селе по несколько десятков.
И как знаток, отмечает, что для настоящей любви не существует преград, она не смотрит на национальность, вероисповедание, возраст, расстояние, она приходит и кружит головы, и готовит для нас героев, вот таких потрясающих историй любви!
Конец фильма.
Осетинские пироги с мясом и сыром
Вдохновившись неимоверным вкусом осетинских пирогов от Альбины Фроловой, мы представляем вам рецепт этих тонких лепёшек из дрожжевого теста с начинкой из обжаренного мясного фарша и сыра. За счёт того, что толщина таких лепёшек не больше пары сантиметров, выпекаются они совсем недолго.
Продукты на 4 порции: для теста – мука 190г, молоко – 110 мл, масло сливочное – 50 г, дрожжи свежие – 15 г или сухие – 1 чайная ложка, соль – 1/3 чайной ложки, сахар – 0,5 чайной ложки.
Для начинки: фарш говяжий – 300 г, сыр твердый – 100 г, лук зелёный – 15 г (2 пера), лук репчатый – 100 г (1 головка), масло сливочное – 30 г, соль – 1/3 чайной ложки, перец чёрный молотый – 1 щепотка, для смазывания лепёшек – 1 яйцо.
Молоко слегка нагрейте (до 30–35 градусов) и перелейте в миску. Туда же всыпьте соль, сахар и раскрошите дрожжи.
Введите в молоко половину просеянной муки, разбейте венчиком комочки и перемешайте. Сливочное масло нагрейте и добавьте в тесто. Вмешайте в тесто оставшуюся муку. Замесите однородное, мягкое и нелипкое тесто 4-5 минут.
Переложите шар теста в смазанную маслом миску и накройте пищевой плёнкой. Оставьте дрожжевое тесто в тёплом месте на 1 час для подъёма.
Лук очистите и вымойте. Разогрейте в сковороде сливочное масло и переложите туда говяжий фарш. Обжаривайте фарш, разбивая комочки лопаткой, 6-7 минут. Репчатый лук нарежьте кубиками. Зелёный лук мелко порубите. Добавьте в сковороду нарезанный репчатый лук, обжаривайте ещё 3–5 минут.
Соедините в глубокой миске остывший фарш с луком, натёртый твёрдый сыр, зелёный лук, соль и чёрный молотый перец. Перемешайте начинку до однородности.
Тем временем тесто подошло, увеличившись в объёме в 2-3 раза. Полностью выпустите воздух, обмяв тесто несколько раз.
Разделите тесто на 2 равные части. Каждый шар теста раскатайте в лепёшку примерно 30 см в диаметре. На середину лепёшки выложите половину начинки, не доходя до края 4-5 см.
Затем соберите края теста вверху, защипывая их вместе и формируя складочки. Плотно защипните края теста и аккуратно переверните лепёшку швом вниз. Застелите противень пергаментом и выложите на него лепёшки с фаршем. Пальцами придавите их в плоские лепёшки диаметром 20–25 см. В центре лепёшки можно прорвать/прорезать небольшую дырочку – через неё будет выходить пар и благодаря этому лепёшки не вздуются.
Поверхность лепёшек смажьте взбитым яйцом – это добавит аппетитный блеск готовым изделиям. Выпекайте лепёшки с мясом в духовке, разогретой до 220 градусов, 10–12 минут, до румяного аппетитного цвета.
Переложите лепёшки с противня на деревянную поверхность или пергамент и слегка остудите перед подачей. Сытные, вкусные и простые в приготовлении осетинские пироги можно разнообразить, добавляя и меняя ингредиенты в начинке; варёные яйца, разные виды сыра и овощи сделают начинку ещё более интересной и вкусной.
Марина Девятова
Оставить голос за конкурсанта
0