ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ"ЭРЗЯНЬ ПРАВДА»
Во что играл Тюштя? Павел Мигунов возрождает мордовские национальные игры
«Спорт для всех»
Во что играл Тюштя?
Павел Мигунов возрождает мордовские национальные игры
Павел Валерьевич Мигунов в Мордовии и за её пределами человек известный. Ни один национально-фольклорный праздник в республике или в ближайших регионах, где проживают эрзяне и мокшане, не проходит без этого скромного, но по-мордовски настырного спортсмена-любителя, и его национальных мордовских игр «Тюштянь налксемат», что в переводе с эрзянского языка означает «Игры Тюшти». Это соревнования для детей и взрослых на силу, ловкость и умелость, которые в чём-то похожи и на традиционные, но имеют и свои отличительные черты.

Сейчас Павел Валерьевич возглавляет клуб «Возрождения финно-угорских воинских игрищ «Тюштя» и каждое его занятие с детьми начинается с исторического экскурса в далёкое прошлое, во времена мордовского правителя Тюшти. Кстати, у эрзян и мокшан до сих пор сохранилось выражение «Тюштянь пингень», что означает «ещё со времен Тюшти» или очень древнее. И в мордовском фольклоре имя Тюшти встречается довольно часто. Так кто же такой Тюштя, легенды о котором до сих пор живы в народе, и почему его игры стали так популярны среди детей и молодёжи?

Тюштя – центральный герой мокшанского и эрзянского героического эпоса «Масторава», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы, отличался недюжинной мощью, волевым характером и, как бы сказали сейчас, лидерскими качествами. То, что он жил когда-то в реальности, никто не сомневается. Тюштя, как говорится в легендах, был царём и основал сильное государство, собрал под своё крыло всю мордву, научил мужчин воинскому искусству, а женщинам показал ремёсла. Когда пришла пора защищать свои земли, воины Тюшти – ушманы – были уже готовы применить свои силы и умения, закалённые в испытаниях на прочность, проводимых правителем в мирное время. Это были своеобразные современные чемпионаты по разным видам спорта: по бегу на самую высокую гору, метанию копья, стрельбе из лука, поднятию тяжестей, и борьбе. И между ушманами-воинами проводились отдельные состязания на звание ушмадеев – военачальников, которые командовали своими полками. Слово «чемпионат» или «соревнование», конечно, тогда никто не знал, поэтому всё называлось по-простому – «налксемат» – игры. В них и сам правитель Тюштя принимал непосредственное участие, показывая свои способности в «Тюштянь тюремат» – борьбе или в рукопашном бою. В эти игры, конечно же, подключали молодёжь и детей, показывая им пример, закаливая их здоровье и характеры, воспитывая в них дух соперничества, единения, любви к родной земле, выявляя из массы наиболее способных и дерзких будущих воинов.

Обо всём об этом Павел Валерьевич Мигунов слышал ещё в детстве, ведь родом он из старинного эрзянского села Старые Селищи Большеигнатовского района Республики Мордовия, где игрищам и вольной борьбе во время праздников уделялось особое внимание.
– Мои бабушки и дедушки, и даже родители, помнили эти состязания. Какие «бои» были «стенка на стенку» между сёлами, мало никому не покажется, – рассказывает Мигунов. – У нас в селе это называлось «Игрищань бороцямот», проводились они летом, после православного праздника Троицы. Но я серьёзно заинтересовался играми Тюшти после разговора с основателем фольклорного ансамбля «Торама» Владимиром Ивановичем Ромашкиным. Это было 25 лет назад. Он мне напомнил, что у многих народов есть свои национальные игры, виды борьбы, и у мордвы в песнях, легендах и сказках описывается столько богатырей, что стоит заняться этими историями вплотную.
Сам я с детства увлекался спортом, серьёзно занимался самбо, тренировал детей в спортшколе, и меня так затронула идея Владимира Ивановича собрать воедино информацию о различных видах мордовских состязаний, что мы совместно с газетой «Медведь», журналистом Павлом Баклановым, фотографом Юрием Кемаевым, преподавателем ВУЗа Сергеем Святкиным провели несколько экспедиций по сбору материалов в эрзянских и мокшанских сёлах Мордовии и в соседних регионах. Следующим шагом была ковка необходимого инвентаря: топоров, копьев, делали луки и стрелы, из деревьев рубили различные приспособления для игр, выкорчёвывали из леса пеньки… Со временем пыл некоторых остыл и я продолжил реализовывать свой проект самостоятельно.

К сожалению, в то время Павел Валерьевичу не удалось заинтересовать идеей возрождения национальных спортивных состязаний республиканский Минспорт и он, как герой-одиночка, все эти годы старается увлечь ими подрастающее поколение, доказывая и показывая, что национальные игры это один из элементов патриотического воспитания молодёжи.

Первый раз Мигунову поверили и доверили провести игры под брендом «Тюштянь налксемат» в 2004 году на национально-фольклорном празднике «Раськень озкс», который сейчас проводится на республиканском уровне раз в четыре года в селе Чукалы его родного Большеигнатовского района. С того момента, как говорит спортсмен, всё сдвинулось с мёртвой точки и игры начали входить в народ. «Тюштянь налксемат» теперь желанный гость на всех республиканских культурных и спортивных мероприятиях, национальных и фольклорных праздниках, Днях районов и сёл. Особенно его любят в регионах, где проживают мокшане и эрзяне, там эти национальные игры вызывают неподдельный интерес. С приходом нового Главы Республики Мордовия Артёма Здунова, который большое внимание уделяет молодёжному спорту, были даны поручения развивать народные игры и проводить «Тюштянь налксемат» в рамках значимых культурных и спортивных мероприятий. Теперь в планах у энтузиаста добиться, чтобы эти национальные игры были внедрены в образовательную программу региона и использовались на уроках физкультуры в школах. Пока Мигунов с «Тюштянь налксемат» частенько встречается с ребятами в рамках внеклассной воспитательной работы.

– Наши игры можно проводить везде, и в здании, и на свежем воздухе, в спортивном зале, даже в классе. Весь мой реквизит и «спортивный инвентарь» помещаются в машину, а при необходимости их можно изготовить на месте, – рассказывает Павел Валерьевич.
Проведя анализ этой четвертьвековой работы и получая за это мизерные доходы, которых иногда хватает только на бензин, Мигунов отмечает, что всё не зря, главное его любят дети и молодёжь, на каждом празднике около баннера «Тюштянь налксемат» огромное количество желающих поучаствовать в играх, не только мальчишек, но и девчонок.

– «Тюштянь налксемат» интересны как для детей, так и для взрослых. Метание в мишень ножа, топора, копья, конечно, игра только для детей постарше, а вот стрелять из лука разрешается всем, и даже малышня тренируется с помощью пап и мам. Состязания на меткость позволяют привлечь внимание молодого поколения к истории родного края, ведь наши воины и охотники в стародавние времена пользовались только таким вооружением. А как захватывает малышню бой с мешками – за уши не оттащишь. В командных состязаниях на первое место по зрелищности я бы поставил игру в мяч руками – «оскасо налксема», чем-то напоминающую регби. Главный смысл её – силой отнять мяч из рук и забить в небольшие ворота, которые можно сделать из веток деревьев.

Пробовали перетягивание палки или перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках? Эти очень простые и азартные игры позволяют проводить их на любой площадке и в любое время года без подготовки. А вот поднимание бревна на количество или бросание на дальность деревянного шара или гири – это возможность показать молодецкую удаль сильным и натренированным мужчинам и предстать во всей красе понравившейся девушке. Кстати, всех участников наших игр мы наряжаем в мордовские национальные рубахи – «панар», расшитые специальными узорами, символизирующими силу, мощь и настрой на победу!

– Непростое состязание по бегу в гору на скорость описывается в мордовском эпосе «Масторава», – отмечает Мигунов. – Тюштя набирал крепких воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору и тем самым проверяя, как они реагируют, говоря современным языком, на кардионагрузку. Но мы редко его используем, так как все наши спортивные мероприятия обычно проходят в равнинной местности или в городе. «Тюштянь тюремат» – так мы назвали объединённый вид единоборств, основой которых послужили традиционные кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» в Зубово-Полянском районе, вольная борьба на празднике «Игрища» в Большеигнатовском районе, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Республики Мордовия. И это не весь список мордовских национальных игр, мы же используем в основном состязания, а вот Раиса Борисовна Щанкина, руководитель ансамбля «Ламзурь» и председатель Союза эрзянских женщин «Литова», возрождает дворовые игры, например, «Кавал ды цыпака» (ястреб ловит цыплят), «Кшуманнесэ» (дети вытаскивают редьку) и так далее.

Встретившись с Павлом Валерьевичем и поговорив с ним, в который раз убеждаешься, как много в нашем мире держится на энтузиастах, отдающих все свои силы любимому делу, пропагандирующих здоровый образ жизни и подтверждающих ещё раз, что в преемственности поколений, в сохранении самобытности, культуры и традиций своего народа и есть сила нашей великой и многонациональной России.
Оставить голос за конкурсанта